Изобретатели железа

Современные страны черной Африки вряд ли могут похвастаться собственными передовыми технологиями. Но так было не всегда. Несколько тысяч лет назад жители Западной Африки совершили невероятный технологический скачок, перейдя из неолита прямо в железный век. Благодаря этому одна из групп западных африканцев смогла заселить почти весь континент. Как это произошло, читайте в данной статье.

Трудности географии
Самая большая в мире пустыня Сахара отделяет тропические районы Африки от ее средиземноморского побережья. Это естественный рубеж, который тысячелетиями не столько останавливал, сколько существенно замедлял связь по суше между этой частью мира и остальным Старым Светом. У него есть свои «дыры». Первая и главная из них – река Нил, которая берет начало в системе Великих Африканских озер и впадает в Средиземное море. Берега Нила представляют собой естественный оазис, а ее воды служат транспортной артерией для людей, товаров, а в прошлом – еще и новостей, идей и технологий.
Кроме того, в истории Сахары выделяются длительные циклы, когда опустынивание сменяется влажными муссонами. Климатологи объясняют это изменениями наклона Земли на несколько градусов, что влияет на обогрев ее поверхности Солнцем. Например, в пору ледникового периода Сахара имела даже большую площадь, чем в наши дни, а 10 – 7 тысяч лет назад представляла собой саванну с богатым растительным и животным миром. Но с тех пор начался новый медленный цикл опустынивания, происходящий и в наши дни. Ученые говорят, что Сахара вновь расцветет только через 15 тысяч лет.
Когда климат стал суше, охотники и собиратели, жившие в Сахаре, потянулись к источникам пресной воды. Часть из них осела около Нила, где благодаря контактам с Ближним Востоком очень кстати познакомилась с сельским хозяйством, изготовлением керамики, а затем и с металлургией. Здесь, как в Европе и Азии, археологи выделяют неолит, медный, бронзовый и железный века.
Иначе сложилась судьба у жителей Западной Африки. Они оседали у притоков большого бессточного озера Чад либо вдоль другой великой реки Нигер. Она берет начало в горах Фута-Джаллон, течет на северо-восток, но в отличие от Нила где-то спустя 1400 км резко меняет направление, поворачивает на юг и впадает в Гвинейский залив. В некотором смысле переселенцы оказались в ловушке изоляции. Если не считать довольно сложный путь через пустыню на север и очень длинный путь вдоль саванн к руслу Нила, то возможностей общаться с другими культурами и цивилизациями у них не было. Однако они не погрязли в диком невежестве и даже преуспели.

Просо и сорго сыграли в Западной Африке ту же роль, что ячмень и пшеница на Ближнем Востоке

Подобно жителям всего Старого Света чернокожие западные африканцы пережили эпоху неолита. Правда, это был не совсем классический неолит. На Ближнем Востоке и в долине Нила неолитическая революция сопровождалась выбором преимущественно оседлого образа жизни, почти синхронным появлением земледелия и животноводства, а также широким использованием керамики, секрет которой по-видимому пришел с территории современного Китая. Западные африканцы вначале освоили животноводство, одомашнив местного дикого быка в 7 тысячелетии до н. э., и, хотя они явно предпочитали пасторальный уклад, когда группы пастухов передвигались со своими стадами по большим территориям, примерно через тысячу лет занялись изготовлением глиняной посуды.
Земледелие в Западной Африке появилось только в 3 тысячелетии до н. э., причем изначально им занимались все те пастухи во время сезонных остановок. Первой культурой, которую они научились выращивать, был арбуз. Лишь в начале 2 тысячелетия до нашей эры на границе Сахары и тропического пояса появилась первая зерновая культура – жемчужное просо. Другую важную зерновую культуру сорго освоили в начале нашей эры.

Большой скачок
Важной вехой в развитии человечества стало изобретение металлургии. Если не считать редкого самородного золота и метеоритного железа, большинство металлов содержатся в рудах, из которых эти самые металлы надо уметь извлекать. В Старом Свете развитие металлургии было постепенным процессом. Вначале с помощью нагревания научились добывать легко плавящиеся свинец, мышьяк и олово. Для добычи тугоплавкой меди пришлось изобретать специальные печи с высокой температурой нагрева. Наконец, в 5 тысячелетии до нашей эры на востоке нынешней Турции научились делать бронзу – сплав меди с другими металлами, преимущественно оловом. Так на Ближнем Востоке, а затем в Египте начался бронзовый век.
Бронза пусть и мягкий, но прекрасный цветной металл, совершивший революцию в хозяйственной, военной и повседневной жизни. Явным недостатком металлургии бронзы является то, что руды с необходимыми для ее выплавки ингридиентами достаточно редки, а порой и очень удалены друг от друга. Иное дело, железо! Оно прочное, железные руды встречаются почти повсеместно. Однако для добычи и обработки железа нужны совершенно иные технологии. Восстановление металла из руды требуют не только высоких температур, но и добавления углеродных материалов. До XIX века железо не умели плавить до состояния жидкости, его лишь размягчали, а затем ковали.
Первыми в Евразии железо научились добывать и обрабатывать хетты в Анатолии еще во 2 тысячелетии до н. э., но для других народов добыча железа оставалась секретом пока в XII веке до н. э. хеттское государство не было разрушено пришлыми народами. При этом секрет перестал быть секретом и распространился по миру. Характерно, что чем дальше та или иная земля была удалена от Анатолии, тем позже туда приходила металлургия железа. Так, в Древней Греции железо пришло на смену бронзе в начале 1 тысячелетия до н. э., на территории Беларуси – спустя 200–300 лет, а в далеком Китае – спустя 700–800 лет. Древнейший металлургический центр на северном побережье Африки был основан финикийцами на территории нынешнего Туниса примерно в VIII веке до н. э.
А что же западные африканцы? Они научились добывать и обрабатывать металлы, включая железо, во 2 тысячелетии до н. э., причем сделали это самостоятельно. Об этом говорят археологические находки, предшествующие североафриканским, а также то, что технология восстановления железа несколько отличается от евразийской, требует большого количества древесного топлива, но в целом вполне эффективна. Так в черной Африке неолит сменился железным веком без всяких переходных меднокаменных и бронзовых веков.

Реконструкция того, как выглядел представитель культуры Нок

Классическим примером раннего железного века в Западной Африке является культура Нок в Нигерии 2–1 тысячелетий до н. э. Судя по всему, ее представители были пастухами, изначально занимавшимися отгонным скотоводством. Они не строили городов. Поселения Нок больше напоминают расширенные семейные хозяйства или маленькие деревни. Они освоили выращивание проса, о чем говорят находки керамических терок для извлечения зерна, а также добывали мед диких пчел, который хранили в специальных сосудах. Железо и другие металлы пока оставались редкостью, так что нокцы продолжали пользоваться каменными орудиями. Культура Нок поражает современников терракотовыми статуями людей, животных и фантастических существ. Большие статуи полые внутри с отверстиями в глазных впадинах. Скульптуры людей достаточно реалистичны и дают представление об одежде, прическах и украшениях того времени.

Великое переселение
На юго-востоке современной Нигерии расположено горное плато Мамбилла площадью всего около 10 тысяч квадратных километров, то есть в 1,5 раза меньше половины Гродненской области в Беларуси. По мнению большинства ученых там в 3 тысячелетии до н. э. жили предки большой группы современных народов, которые называют банту. Неизвестно, что послужило тому причиной, так как даже в 1 тысячелетии до н. э. население Мамбиллы оставалось достаточно редким, но еще раньше ее жители стали переселяться на восток и на юг. Возможно, уже тогда они были знакомы со скотоводством. Технологии выращивания культурных растений, а также изготовления железных орудий пришли к ним из Западной Африки немного позже. Но то, что они распространились достаточно быстро, говорит о том, что ранние банту продолжали сохранять тесные связи со своей прародиной.
До конца 1 тысячелетия нашей эры банту заняли большую часть оставшуейся территории черной Африки от гор Северного Камеруна на севере до Драконовых гор на юге, от Гвинейского залива на западе до пляжей Восточной Африки на востоке. Все современные бантуязычные народы помнят об этой великой миграции и хранят в легендах сказания о своих переселениях.
Банту приходили не в пустынные места. До них там жили пигмеи, койсанские народы, а на востоке – вполне развитые нилотские и кушитские народы, получившие знания о животноводстве и земледелии через долину Нила. Этнографические и генетические исследования показывают, что где-то банту полностью истребляли аборигенов, где-то вытесняли их в непроходимые тропические леса или наименее пригодные для жизни участки саванн и пустынь. В Восточной и особенно Южной Африке приходилось сосуществовать с более древими соседями и даже смешиваться с ними.
В 1948 году знаменитая археолог Мэри Лики открыла на востоке Кении культуру, которую назвала культурой ямочной керамики. Позже она получила наименование Уреве в честь деревни, рядом с которой происходили раскопки. Носители Уреве были одними из первых переселенцев-банту. Они жили в горной местности вокруг северной части Великих Африканских озер с первой половины 1 тысячелетия до н. э. Но расцвет их культуры пришелся на 600–800 годы уже нашей эры. В отличие от нокцев, уревийцы строили достаточно большие, хотя и редкие поселения на горных склонах. Очевидно, их привлекали горные леса и залежи местных руд, так как они предпочитали железные орудия каменным. В конце концов это их и подвело. Неумеренная добыча древесины, требовавшаяся для топлива и древесного угля, важного углеродного компонента, привела к обезлесению.
Тем уревийцам, что продолжили жить в этих местах, пришлось переселяться в долины и отчасти менять технологию, используя озерный тростник и деревья вдоль рек. Другие мигрировали дальше на восток и на юг. Но и там они продолжили добывать железо. Предки бантуязычного народа суахили, построившего цепочку городов-государств на восточноафриканском побережье, с успехом продавали свое железо заезжим арабским торговцам.

Кузнецы-банту. Рисунок 1897 года

Вынужденные на социальное одиночество
Добытчики руд и кузнецы (как правило, это были одни и те же люди) стали первым профессиональным ремесленным сообществом в Западной Африке и на землях, населенных банту. Нет ничего удивительного в том, что со временем они превратились в замкнутые касты, представители которых предпочитали вступать в брак между собой, чтобы сохранить секреты своего мастерства. В Нигерии и Камеруне до сих пор существуют группы потомков кузнецов, которые разговаривают на языках, отличных от окрестных жителей. То, что кузнецы знались с землей и огнем, породило убеждение в их магической силе. Так что к металлических дел мастерам относились одновременно с опаской и уважением.
В ряде случаев замкнутость кузнечных сообществ шла им только на пользу. Они не участвовали в войнах, редко попадали в рабство, их привечали верховные вожди и местные правители. В государствах, удаленных от прибрежной торговли с европейцами и арабами, кузнецы порой создавали крупные перерабатывающие предприятия, что могли сравниться по своим производственным показателям с ранними промышленными предприятиями Европы. Старейшины, управлявшие этими заводами, имели большую власть и престиж. Они контролировали торговлю и цены на металлические изделия, оказывали прямое влияние на касту воинов, обзаводились рабами. Но даже им зачастую запрещалось пользоваться и тем более владеть землей.
Этнографы XIX – XX веков, изучавшие жизнь чернокожих африканских кузнецов, очень часто концентрировали свое внимание на бонусах кузнечной касты, упуская из внимания явные минусы. Правда заключается в том, что окружающие общинники недолюбливали ремесленников и старались держаться от них подальше. Возможно, кузнецам от этого было ни холодно, ни жарко. Однако затем в колониальные времена хлынул поток иностранных товаров, зачастую превосходивших по ценам и качеству местные изделия. Добыча металлов перешла в руки крупных корпораций. Конечно, кузнецы стремились приспособиться к прогрессу, превращались в слесарей, перерабатывали металлолом. Но вот отношение к ним из осторожного превратилось в презрительное.
«Кузнец – как мотыга, ею пользуешься только во время дождя. Когда приходит зима, ты кладешь ее обратно на чердак», – говорят в Буркина-Фасо. Это значит, что люди из касты кузнецов имеют очень ограниченные возможности. Они вынуждены вступать в брак с представителями только своей касты, занимать незначительные должности или выбирать непрестижные профессии. В деревнях и маленьких городах кузнецы селяться на отшибе и попрежнему ограничиваются в праве на землю.
Впрочем, не все так плохо. В последние десятилетия интерес к художественным изделиям африканских мастеров проявляют как ученые, так и частные коллекционеры. Им посвящают выставки, книги и документальные фильмы. Благодаря этому у африканских кузнецов остается шанс возродить свой престиж и, главное, сохранить секреты своего ручного мастерства вопреки дешевым металлическим и пластиковым изделиям, наводнившим рынки Африки

Дмитрий Самохвалов

Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь комментировать

Пакінуць адказ

Your email address will not be published.