Иудейские государства за пределами Израиля


Израиль, Иудея… Кое-кто еще может вспомнить Хазарию. Таков будет стандартный ответ на вопрос об иудейских государствах прошлого. В наше время иудаизм воспринимается преимущественно как национальная религия евреев. Однако тысячу – полторы тысячи лет назад иудаизм являлся мировой религией, которая соперничала с христианством, а затем с исламом. Ее исповедовали не только евреи, но и другие народы. За пределами Израиля, завоеванного в 70 году нашей эры римлянами, возникали иудейские государства. Одним из них было суждено короткое существование, другие держались столетиями. Вычеркнуть их из всемирной истории было бы неправильно.

Иудеи на юге Аравии

Йеменская иудейка. Фото 1946 года. Предоставлено фондом wikimedia

В наше время Аравийский полуостров принято связывать с возникновением и распространением ислама. Но до рождения и начала деятельности пророка Мухаммеда здесь сосуществовали самые разные религии.
Большую часть Аравийского полуострова занимают безводные пустыни с редкими оазисами. Лишь на крайнем юге в горах Йемена природные условия позволяют вести постоянный оседлый образ жизни и заниматься земледелием. Именно здесь в области Химьяр за несколько столетий до нашей эры сложились государственные образования. Их правители накапливали богатства не только благодаря труду подданных, но и торговле. В те времена через Красное море и Аденский залив проходил торговый путь из Римской империи в Индию. У химьяритов имелся собственный дорогой товар – ароматические смолы, из которых изготавливали благовония. Их применяли в быту, но чаще в религиозной практике. Был и более дешевый, но ходкий товар — квасцы, которые использовали для обработки кожи и тканей.
Химьяритские монархи поклонялись разным местным божествам. Главную роль в их культах играл бог солнца. Судя по всему, они были веротерпимыми. Во всяком случае, после начала нашей эры в Химьяре существовали христианская и иудейская общины. Иудеи могли попасть в Химьяр в качестве беженцев из Палестины после подавления восстаний I – II веков либо позже в качестве купцов. Известно, что иудейские общины были и в других областях Аравии. Например, в Ясрибе, ныне известном как Медина, втором по значимости городе в истории ислама.
Во II веке нашей эры химьяритские государства были объединены под властью одной династии. Однако химьяритам приходилось отстаивать свою независимость, поскольку их, казалось бы, удаленными землями интересовались могущественная Римская империя, лежащий на другом берегу Красного моря Аксум, а позднее – Иран, пытавшийся повернуть торговые пути из Индии на север. Римляне, затем византийцы и аксумцы исповедовали христианство. Это откладывало свой негативный отпечаток на восприятие химьяритскими монархами христианской религии.
В 390 — 420 годах Химьяром и окружающими землями правил воинственный Тубба Абу Караб. Тубба – это не имя, а, скорее титул, означавший следовавшего тенью за солнцем. Абу Караб значило «отец силы». Именно этот правитель неожиданно отрекся от старых языческих верований и принял иудаизм. Согласно легендам, это произошло во время военной компании на север. Его армия осадила город Ясриб. Среди осажденных были иудеи. Так получилось, что Абу Караб заболел и был излечен пришедшими из осажденного Ясриба иудейскими лекарями. Счастливое излечение правителя – обычный прием христианской мифологии, объясняющий, почему гонители христианства меняли свои взгляды и принимали новую религию. Вполне возможно, что миф о болезни Абу Караба также был придуман христианами. Дело в том, что большинство сведений об этом времени пришли к нам из христианских или мусульманских письменных источников. Причем, мусульманские авторы скорее цитировали христианских.
Так или иначе, Абу Караб и его потомки преобразовали старые языческие храмы в синагоги. Из Палестины в Аравию прибывали вероучителя. Археологи обнаруживают на древних строениях Химьяритского государства посвящения единому отцу неба, богу Израиля и слова еврейского происхождения «шалом» и «аминь».
Согласно христианским легендам, химьяритские иудеи жестоко преследовали христиан. Это послужило поводом для войны, которую развязал христианский Аксум против своего аравийского соседа.
В 525 году Химьяр был завоеван. Лишь высоко в горах сохранились остатки иудейского государства. Оно пало в эпоху мусульманских завоеваний. Однако йеменская иудейская община благополучно просуществовала до середины XX века.

Иудейское королевство в Африке

Деревенская синагога в Эфиопии. Картинка фонда wikimedia

О королевстве африканских иудеев европейцы знали давно. О нем писали арабские авторы, Марко Поло, Лев Африканский и португальские дипломаты XVI века. Оно существовало более тысячи лет, пока не было завоевано соперничающей христианской империей, известной нам как Эфиопия. Современные авторы чаще именуют африканское иудейское королевство Сымен по названию горной цепи к северу от Эфиопского нагорья (см. на карте), где располагался политический центр иудейских монархов. На самом деле, Сымен означает просто север. Арабские географы называли его царством Ха-Дани, так как считали, что эфиопские иудеи происходят от колена Данова, части древних евреев, бежавших из Египта. Эфиопские иудеи называют сами себя и свою историческую державу Бета Исраэл, то есть Дом Израилев.
В первом тысячелетии на территории современных государств Эфиопия и Эритрея сложилась мощная и богатая империя Аксум (читайте о ней здесь). В 325 году аксумский правитель Эзана принял христианство. Но это вызвало сопротивление аксумской иудейской общины, которая объединилась вокруг Финея, потомка древнего израильского первосвященника Садока. Он вместе со своими сторонниками ушел в горы Сымен, где основал независимую монархию.
«Эй, стоп! – воскликнет читатель. – Откуда в Черной Африке взялись иудеи?». Для средневековых эфиопских писателей ответ на этот вопрос был прост. Они считали, что все эфиопы происходят от евреев. Эфиопские иудеи рассказывают разные легенды. Одни повторяют арабскую версию о колене Дановом, другие говорят, что евреи бежали от римлян вдоль побережья Красного моря. В XX веке была выдвинута наиболее правдоподобная версия о том, что аксумские иудеи – потомки выходцев из Йемена. Между Аксумом и иудейским государством Химьяр было чуть более 60 км водного пространства. Естественно, между ними велась торговля, представители одного государства переезжали жить в другое. Но данную версию портит тот факт, что иудейское королевство в горах Сымен возникло раньше, чем химьяритские правители приняли иудаизм.
В 2002 – 2005 годах вышла серия работ генетиков, изучавших современных эфиопских иудеев «фалаша». Исследования показали, что потомки бежавших в Сымен ничем особо не отличаются от других эфиопов и не имеют никакого отношения к йеменцам или ближневосточным евреям. Выходит, иудеи Аксума были местными жителями, принявшими иудаизм под влиянием неизвестных миссионеров. Эти миссионеры могли прибыть либо из Египта, либо непосредственно из Палестины по морскому торговому пути, что существовал между Римской империей и Индией. Они обратили часть африканцев, но собственных потомков не оставили.
Христианский Аксум и горное иудейское королевство жили как кошка с собакой, устраивая постоянные войны. В VIII веке у них появился общий враг – мусульмане, которые завоевали побережье Красного моря и стремились перейти через горы Сымен в Эфиопское нагорье. Казалось бы, христианское и иудейское государства должны были объединиться. Но нет! В середине IX века Аксум попытался завоевать Сымен. Король Гидеон IV был убит. Однако его дочь Юдифь заключила военный союз с племенем агау и совместными силами сокрушила Аксум. Она основала династию Загве (буквально «из агау»), которая правила Эфиопией до 1270 года. Центром владений Загве был город Лалибела, ныне известный высеченными в скалах церквями.
В конце XIII века эфиопским христианам удалось восстановить свою государственность. Более того, правившие в Эфиопии императоры называли себя потомками Соломона, как это делали императоры Аксума. Иудейское государство в горах Сымен также продолжило свое существование, а его правители считали себя потомками Садока. В XV веке императору Исааку I удалось ненадолго захватить земли Бета Исраэл, но после его смерти иудейское королевство обрело независимость. Возможно, христианское и иудейское государства Эфиопии могли бы еще долго воевать друг с другом, причем с переменным успехом. Однако в следующем столетии в историю Эфиопии вмешались внешние могущественные силы.
В 1529 году глава прибрежных мусульман, имам Ахмад заручился поддержкой Османской Порты и начал завоевание Эфиопии. Он наголову разгромил христианского императора. В 1540 году столица христиан находилась в осаде, а наследник престола был в плену у мусульман. Войска имама Ахмада вторглись в иудейское королевство, разрушая крепости и сжигая поля. В таких случаях помогает только чудо. Чудом для эфиопов стал отряд португальских мушкетеров во главе Кристово да Гамы, родственника знаменитого мореплавателя Васко да Гамы. 21 февраля 1543 года португальцы убили в бою имама Ахмада, и его армия покинула почти завоеванную страну.
Изгнав мусульман, христианские императоры продолжили войну. На этот раз против старых соперников-иудеев. Благодаря помощи португальцев, привезенному ими огнестрельному оружию и знаниям о новых методах ведения войны в 1627 году христиане окончательно покорили горное королевство. Согласно легенде, последние защитники иудейского государства покончили жизнь самоубийством, чтобы не сдаваться в плен. Оставшиеся в живых были лишены права на землю и превратились в странников «фалаша».
Португальцы поплатились за помощь христианским союзникам. В 1633 году они сами были изгнаны из Эфиопии. Что касается эфиопских иудеев, то их злоключения продолжались до конца XX века пока большинство потомков жителей Сыменского королевства не переселились в Израиль. Ныне в Израиле эфиопских иудеев больше, чем в самой Эфиопии.

Иудейские царства на краю Сахары
На стыке границ современных государств Алжир, Тунис и Ливия расположен обширный оазис, удивляющий случайных путешественников зелеными рощами финиковых пальм и многоэтажными глиняными постройками. Сегодня он удален от крупных городских центров, но в древности здесь проходили торговые пути через пустыню, и римляне после завоевания Карфагена решили построить для их охраны крепость Гадамес. С тех пор оазис носит название римской крепости.
Коренными жителями Гадамеса издавна были берберы – потомки древнейших жителей Сахары. Если верить Геродоту, в античные времена они поклонялись Луне и Солнцу. Благодаря археологическим раскопкам, мы также знаем о сложных заупокойных культах, возможно заимствованных у древних египтян. В начале нашей эры берберы приняли христианство. Гадамес даже был центром самостоятельной епископии. Однако вместе с христианством среди них распространялся и иудаизм. Его принесли с собой пленные израильтяне, высланные на север Африки в 70 году будущим римским императором Титом.
В 435 году южное побережье Средиземного моря было захвачено германским племенем вандалов. Это вызвало бегство местных жителей на юг. Они смешались с берберами и создали ряд римско-берберских государств. Иудеи Гадамеса были крестьянами, ремесленниками и торговцами. Они вели активную деятельность и, перейдя вместе с караванами пустыню Сахару, принесли иудаизм дальше в земли Черной Африки.
В 665 году у христиан и евреев северной окраины Сахары появился опасный противник – арабы-мусульмане. Они победили Цецилия, христианского правителя берберов, и захватили север современного Туниса. Борьбу жителей Гадамеса возглавила правительница Кахья, известная по арабским источникам как аль-Кахина. Мы знаем о ее жизни почти исключительно по легендам. Она происходила из племени кочевников «джарава», исповедовавших иудаизм. В молодости Кахья хитростью захватила власть: вышла замуж за злого правителя, а затем убила его. Друзей и врагов правительница-иудейка впечатляла очень длинными волосами и умением предсказывать будущее по поведению птиц. Историк ибн Халдун писал, что у нее было трое детей, причем третьим являлся захваченный в плен арабский юноша.
В 698 году арабский полководец Хасан аль-Нуман вторгся в области, что находились под контролем Кахьи. Она приняла вызов и привела под Мескиану (теперь это северо-запад Алжира) значительную армию. Хасан аль-Нуман был разбит, бежал на побережье и был вынужден несколько лет прятаться в крепости. Кахья пыталась выманить противника, организуя против него партизанские рейды. В 703 году Хасан аль-Нуман наконец-то решился на новый поход. Кахья погибла в бою с ним. Одни легенды говорят, что гадамесская правительница умерла с мечом в руке. Другие, — что она покончила жизнь самоубийством, чтобы не попасть в плен.
Но что произошло с иудеями, которые оказались южнее Сахары? В тогда крупном торговом центре Кукия (где-то здесь) на восточном берегу реки Нигер власть перешла в руки иудейского рода Зува. Его основателем был Зува Алаймени, выходец из Йемена. Династия Зува контролировала обширные земли, населенные преимущественно чернокожими племенами. В XI веке пятнадцатый правитель Зува Кусой все-таки принял ислам. В состав империи Мали также входило государственное образование Бени-Исраиил с центром в крепости Тиндирма. Под его управлением находился длинный торговый путь от Нигера на север. В войске Бени-Исраиил служило около полторы тысячи воинов.
В конце концов, все иудейские государства Сахары были подчинены империей Мали, правители которой приняли ислам. Отношения между мусульманами и иудеями в этой части света складывались по-разному. С одной стороны, в Марокко, Алжире и Тимбукту продолжали существовать влиятельные еврейские общины. С другой, мусульманские правители накладывали на них различные запреты. Иудейская община фактически перестала существовать лишь в ходе противоречивых трансформаций второй половины XX века. Но говорят, в Сахаре до сих пор можно найти остатки иудейских племен.

Хазарский каганат

Символы иудаизма на хазарском памятнике. Картинка фонда wikimedia

История Хазарии интересна потому, что непосредственно связана с прошлым восточных славян. Если верить «Повести временных лет», часть славянских племен платила дань хазарам от «дыма по мечу», «по серебряной монете и белке с дыма», «по серебряной монете с сохи». Итиль, главный центр Хазарского государства, располагался в дельте Волги. Учитывая возможность контроля столь обширных территорий, стоит признать, что хазарские каганы имели право считать себя одними из наиболее влиятельных правителей средневековой Европы.
Хазары – тюркский народ, пришедший в первом тысячелетии в Восточную Европу из южной Сибири. После освобождения от более могущественного Тюркского каганата и победы над другим тюркским племенем булгар, они основали в VII веке собственное государство. В период расцвета его границы могли достигать низовьев Дуная на западе и Аральского моря на востоке. Хазары вели успешную дипломатическую политику по отношению Византии, фактически самой развитой и богатой европейской страны того времени, сдерживали натиск кочевников с востока и арабов-мусульман с юга.
Успех хазарской державы был предопределен тем, что она контролировала важные торговые пути. Обычно, когда речь идет о средневековом транзите товаров в Восточной Европе, мы вспоминаем о пути «из варяг в греки», то есть из Балтийского в Черное море. Однако эта была не единственная и долгое время не самая важная международная магистраль. Еще один важный торговый путь лежал из Каспийского моря вверх по Волге и дальше на запад. Он связывал Иран и арабские страны с севером, славянскими землями и Западной Европой. По этому пути в X веке путешествовал знаменитый арабский писатель и дипломат Ахмад ибн Фадлан.
Главной валютой на всем протяжении пути из Каспия была восточная серебряная монета – дирхам. Исчезновение Хазарского каганата в конце X века привело к резкому сокращению серебряных монет в славянских землях, что отрицательно сказалось на денежном обращении. Любопытно, что местные умельцы пытались чеканить собственные монеты, копируя иранские. Византийские и даже западноевропейские монеты так и не смогли в полной мере заменить приток дирхамов. В результате в XII веке начался безмонетный период. Таким образом, Хазарский каганат не просто взимал дань с местного населения, а обеспечивал прочные торговые и финансовые связи.
Во главе хазарского государства стоял каган. Этот титул был заимствован из Тюркского каганата. Со временем каган превратился в номинального правителя, тогда как главную роль стали играть военные лидеры – беки. О традиционной религии хазар мы знаем мало. Считается, что они, подобно другим тюркским народам, поклонялись небу. Немногочисленные письменные источники, рассказывающие о религии хазар, очень противоречивы, основаны на представлениях, заимствованных из древней иранской мифологии. Судя по сообщениям из армянских и арабских источников, хазары были хорошо знакомы с христианством и исламом и даже принимали их. Правда, без последствий. То есть эти религии не приобрели официальный характер.
Оставаться языческим государством, имея дело с партнерами, относившимися к язычеству как к очень большому минусу, становилось все сложнее. Тогда хазары приняли религию, связанную с единобожием. Но это были не христианство или ислам, а иудаизм. Иосиф, хазарский монарх X века, рассказывал в письме испанскому еврею Хасдаю об обращении своего народа следующим образом. К правившему в VIII веке царю Булану во сне стал являться ангел, который обещал умножение царства взамен на принятие верозакония и строительство храма. Булан прислушался к нему, изгнал идолопоклонников и гадателей, организовал поход на Иран для захвата сокровищ и поместил их в храм, который организовал в шатре. Один из следующих царей Обадия провел реформы, приняв талмудическую форму иудаизма, открыл школы и синагоги.
Для многих принятие иудаизма хазарами кажется удивительным и даже исключительным делом. Однако пример йеменцев и африканцев, принимавших иудаизм, показывает, что ничего исключительного в этом не было. Хазарам приходилось иметь дело с враждующими между собой христианами и мусульманами, и они решили не принимать ни одну из сторон. Гонения евреев в Византии и Арабском халифате способствовали притоку в Хазарию образованных и предприимчивых беженцев. Они приносили с собой новые знания, связи и оставались преданными близким им по религии бекам и каганам.
Любопытно, что хазары вовсе не пытались выдать себя за потерянное колено Израилево или по-другому объявить себя потомками древних евреев. «Я происхожу от сынов Иафета, из потомства Тогармы», — честно сообщал Иосиф Хасдаю. Согласно библейской мифологии, Иафет был сыном Ноя, прародителем многих народов, но прародителем евреев считался другой его сын Сим.

Поход на хазар в 965 году. Миниатюра Радзивилловской хроники. Заимствовано у фонда wikimedia

Исследователи отмечают, что даже после реформ Булана и Обадии многие хазары продолжали оставаться язычниками. Об этом говорят археологические раскопки захоронений. Ничего удивительного в этом нет. Ведь после принятия христианства представители европейских народов веками также сохраняли языческие обряды. Можно даже предположить, что в Хазарии сосуществовали различные ветви иудаизма. Одни признавали только Пятикнижие, другие – Тору.
Во второй половине X века ситуация на границе Восточной Европы и Азии вышла из-под контроля хазар. Нашествия руссов и кочевников-торков вынудили их искать помощь у среднеазиатского Хорезма. Взамен хорезмийцы потребовали принять ислам. Хазары, за исключением их царя, так и сделали. Однако хазарам это не помогло. Точная дата исчезновения государства Хазария не установлена. Под 1064 годом сообщается, что остатки хазар переселились в один из кавказских городов. К тому времени на их землях уже правили бал кочевники-кипчаки, более известные среди восточных славян как половцы. Судя по исчезновению восточных дирхамов и других предметов привычного торга, крах Хазарии наступил гораздо раньше – в последние 10 – 15 лет X века.

Автор текста: Дмитрий Самохвалов

Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь комментировать

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.