23 мая 1838 года более 6 тысяч индейцев-чероки узнали о том, что должны покинуть традиционно населенные ими территории на востоке США и переселиться в созданную для них резервацию в Оклахоме. Для этого им надо было проделать путь длиной 3500 километров. Многие из тех, кто покинул свой дом, так и не добрались до места назначения. Это событие их потомки назвали «ну-на-да-уи-цун-йи», по-нашему «дорога слез». Благодаря писателям и журналистам в семидесятые годы прошлого столетия трагедия чероки стала известна всему миру, а «дорога слез» превратилась в символ жестокости по отношению к коренному населению Нового Света. Ее часто упоминают даже те, кто не имеет представления, что случилось на самом деле. Попытаемся выяснить это.
Народ женщин и их добытчиков
В 1693 году в английской колонии Чарлстон появились представители горного индейского народа, который сам называл себя цалаги. Англичане не могли выговорить этого слова, поэтому в своих документах называли пришельцев то «сераки», то «чероки». Колонистам уже приходилось иметь дело с отдельными его представителями. Они покупали у других индейских племен захваченных в плен рабов, чтобы затем перепродать на Карибские острова. Среди них были «сераки».
На этот раз горцы явились к англичанам по собственному желанию и попросили помощи в борьбе с врагами, которые превращали их в рабов, а заодно предложили в обмен на металлические изделия свои товары – умело обработанную оленью кожу, меха и початки кукурузы. Чарлстонцы смекнули, что торговля может быть выгоднее, чем перепродажа рабов и заключили с ними союз. Так началась история взаимоотношений чероки с белыми людьми.
О более ранней истории этого народа известно не много. Чероки – родственники уже описанных нами ирокезов. В XIII веке, но может быть гораздо раньше, они переселились из региона Великих озёр в район южных Аппалачей, весьма симпатичную местность с широколиственными и сосновыми лесами, быстрыми, но глубокими реками, жарким летом и мягкой зимой.
До прихода европейцев чероки занимались земледелием и охотой. Работа на земле, а, значит, и собственность на землю были отданы в руки женщин. Отсчет родства велся исключительно по материнской линии. Мужчины охотились, ремесленничали и торговали, но не считались полноценными хозяевами в собственных домах. Повзрослев, молодые люди получали от отца в наследство оружие или орудия труда, а затем уходили в поисках невест, которые были готовы принять их в своих хижинах.
Структура традиционного общества чероки может показаться схожей с ирокезской, но это касается только земельной собственности, отсчета родства и брака. В остальном, чероки очень отличались от своих северных собратьев. У них не было больших политических объединений. Каждая укрепленная деревня являлась маленьким государством со своей территорией и политикой. Деревни строились на берегу рек в одном дне пути друг от друга. Ими управляли советы старейшин, в состав которых входили как мужчины, так и женщины. Чероки не знали длинных домов-общежитий. Каждая семья имела свой дом.
Чероки и белые люди быстро нашли взаимопонимание. Белые торговцы (среди них было много шотландцев) охотно женились на местных женщинах и, пользуясь авторитетом жен, успешно занимались бизнесом. Дети-полукровки считались такими же чероки, как и все остальные. Мужчины-чероки воевали на стороне английских колонистов, в начале против других индейцев, а затем в Канаде – против французов. За это они получали ценные подарки.
Воины-чероки могли честно претендовать на звание «благородных дикарей», столь любимых европейскими просветителями в XVIII веке. Как правило, выходцы из одной деревни составляли отдельный военный отряд. Во главе него стоял вождь. Если несколько военных отрядов объединялись вместе, то один из вождей становился главным. У чероки не было наследственной власти, но и полноценные выборы военных лидеров они не проводили. Нового вождя назначали по рекомендации старого. Во время ритуала посвящения он клялся, что не убивал женщин, детей и тех, кто не мог защитить себя. В мирное время у такого вождя не было особых привилегий и прав, да и в военное он должен был советоваться с помощниками, ораторами и шаманами.
Накануне военных действий над деревней поднимали красный флаг, мужчины распаляли боевой дух танцами. Отряды делись на несколько эшелонов. Тот, что шел впереди, возглавлял сам вождь. Следующий за ним – лучший помощник. Далее шли группы во главе оратора и шамана. В каждом эшелоне имелось по четыре разведчика. Уже в XVIII веке практически все чероки имели огнестрельное оружие, но в ритуальных целях носили старые копья, дротики с отравленными наконечниками и томагавки.
В бою воин-чероки стремился вступить в индивидуальную схватку. В таком случае он имел право забрать оружие и имущество противника. Воюя за англичан, он претендовал на свою долю обещанных подарков. Вернувшись с войны, мужчина отдавал трофеи жене и проходил ритуал очищения. Разглядывая принесенные им бусы из раковин, металлические предметы, английскую одежду и украшения, жена с гордостью говорила о муже: «Мой любимый добытчик!»
Несостоявшаяся империя
Мойтой «правил» одиннадцать лет. Но в 1741 году чероки отказали его сыну в наследовании и избрали «императором» другого вождя Кьюна Шоута. Тот не особенно интересовался регалиями, и вскоре после очередной взбучки от жены, расстроенной из-за того, что ее муж-суверен отказывается помогать по хозяйству, забросил свои «императорские» обязанности. Эксперимент с монархией в земле чероки провалился. Однако кое-какое единство сохранилось. Когда в 1760 году группа колонистов попыталась захватить кусок земли чероки, европейцы получили общий отпор и общее требование следовать договору, подписанному с Георгом. Британский король посчитал требования чероки справедливыми. В 1763 году он запретил колонистам переселяться за межевой хребет Аппалачей. Позже это стало важным поводом для Американской революции.
Тут надо сделать отступление, чтобы ситуация стала понятней. У чероки были друзья среди белых – немногочисленные торговцы и миссионеры, жившие в их землях и соблюдавшие индейские законы. Британская корона также была заинтересована в дружбе с чероки, так как те являлись ее верными военными союзниками. Но отношения между чероки и другими американскими поселенцами явно не клеились. Причин тому было несколько. Во-первых, колониальное общество было расистским. Колонистов раздражали индейцы-союзники, получавшие щедрые подарки за счет их налогов. Сами-то они воевали добровольно, за здорово живешь. Во-вторых, среди колонистов все чаще раздавались призывы бороться за автономию против королевской власти. А как с нею бороться, если на ее стороне страшные чероки? В-третьих, колонии расширялись, и многие земельные перекупщики, фермеры и плантаторы с вожделением смотрели на опустевшие индейские территории. Пока население колоний росло, чероки становилось все меньше, появлялись заброшенные деревни.
Чероки умирали из-за эпидемических заболеваний, завезенных европейцами, от которых у индейцев не было иммунитета. Первая эпидемия оспы среди чероки произошла в 1697 году. О ней мы знаем мало. Вторая эпидемия оспы в 1738 – 1739 годах убила половину этого народа. Не все смерти происходили из-за болезни. Некоторые выжившие чероки кончали самоубийством, когда обнаруживали, как оспа изуродовала их внешность. Мужчины и женщины чероки очень заботились о красивом внешнем облике: вырывали с корнями волосы на голове, делали болезненные разрезы на ушах, прокалывали мочки и носы. Одним из самых популярных европейских товаров среди них были маленькие, удобные для переноски зеркала. Возможно, красота чероки выглядела для белых отталкивающей, но сами чероки ценили ее и не хотели жить обезображенными. Наконец, еще одной причиной высокой смертности было участие в войнах.
После 1763 года отношения между чероки и колонистами стали хуже некуда. Столкновения с теми, кто пытался переселиться на заброшенные земли, происходили в 1772 и 1773 годах. Наконец, в 1775 году вспыхнула Американская революция, в которой чероки воевали на стороне британцев. Этот конфликт выявил то, что все стороны явно преувеличивали военную мощь индейцев. Поначалу кличь «Чероки идут!» вызывал панику и бегство фермеров. Затем они научились давать отпор союзникам британского короля. Наиболее ощутимые потери воины-чероки понесли в столкновениях с ополченцами из Северной Каролины. В ходе военных действий чероки переселялись на запад, а на в конец опустевших приграничных землях вели отдельные партизанские рейды. В 1791 году американцы принудили вождей подписать мирный договор, согласно которому чероки уступали значительную часть земель и соглашались на протекторат со стороны США.
Анализируя причины поражения чероки в ходе Американской революции, многие историки указывали на их разобщенность. Трудно воевать с общим противником, когда одна деревня выступает за войну, другая – за мир, третья вообще снимается с насиженных мест и уходит на реку Теннеси. Но после окончания войны ситуация только усугубилась.
Националисты и традиционалисты
Выселение
Акт 1830 года вовсе не был враждебен по отношению к индейцам. Он предполагал, что они будут переселяться на запад добровольно, получив щедрую компенсацию за каждый акр покинутой территории. Земли, выбранные для переселения, включали обширные охотничьи пространства и были пригодны для возделывания. Учитывая бедственное экономическое положение простых общинников, переселение и компенсация могли бы решить многие их проблемы. Среди американцев были те, кто считал закон несправедливым, но президент Джексон напомнил им о вымирании племен на северо-востоке США, где индейские резервации оказались в окружении белых поселений.
В случае чероки имелся любопытный прецедент, когда враждебные отношения к индейцам пресекались федеральными властями США. После провозглашения Конституции у Нации чероки начались проблемы с властями соседнего штата Джорджия, которые ограничивали индейцев, считая, что таким образом защищают права белых. Как только появился Акт об удалении, в Джорджии открыто спровоцировали нагнетание тлеющего конфликта. Там разделили землю чероки на участки и разыграли ее в лотерею среди нуждающихся. Национальный Совет подал жалобу в Конституционный суд США, и тот в 1832 году отменил результаты лотереи. Действия властей Джорджии открыто осуждались американскими политиками и газетами.
В трудный момент своей истории чероки вновь оказались расколоты. Члены Национального Совета разделились на две партии. Национальная партия во главе плантатора Джона Росса всячески противилась переселению, в то время как Партия мира считала это неизбежным и призывала к переговорам для того, чтобы выторговать наилучшие условия. Похоже, что дела у Партии мира шли лучше, иначе трудно объяснить лихорадочные действия Джона Росса, который в 1832 году отменил выборы в Национальный Совет, а в 1833 году осудил собственного брата, отправившегося «на разведку» в Вашингтон. Однако действия сторонников Национальной партии закончились полным провалом. Посланнику президента Джексона удалось уговорить вождей проигнорировать ставший недееспособным Национальный Совет и устроить общую встречу.
В декабре 1835 года в городке Новая Экота, считавшимся столицей чероки, собрались представители разных деревень. Пришли не все. Снегопады сделали дороги непроходимыми, так что многие желающие участвовать в обсуждениях вынужденно остались дома. Прения оказались продолжительными. Некоторые представители начинали скучать и уходили, другие, наоборот, являлись с опозданием. В общем, со стороны чероки в переговорах поучаствовали от 100 до 500 человек.
29 декабря было оглашено решение: переселению чероки в Оклахому быть! Взамен правительство США обещало 5 миллионов долларов компенсации, которые собирались распределить поровну между всеми общинниками, и еще 500 тысяч долларов в придачу для развития в Оклахоме медицины и образования. Чтобы было понятнее, в пересчете на современные деньги, чероки должны были получить более 14 миллиардов долларов или почти 3,5 миллионов долларов на одну семью. Те чероки, что желали остаться, должны были принять гражданство США, отказаться от формальных связей с соплеменниками и начать платить американские налоги. Они сохраняли по 65 га земли на семью на прежних территориях, но лишались права получить компенсацию за переселение.
В США проблема удаления чероки бурно обсуждалась политиками до 23 мая 1836 года, когда Конгресс утвердил соглашение в Новой Экоте с перевесом всего в один голос. Чероки Северной Королины приняли американское гражданство и сохранили свои земли. Остальные чероки никуда не переезжали и продолжали спорить между собой. Джон Росс призывал к отказу от переселения. По решению Конгресса у чероки имелся двухлетний период отсрочки, и, судя по всему, вождь-плантатор искренне полагал, что, если индейцы проигнорируют договор, то отсрочка продолжится до бесконечности.
В 1837 – начале 1838 годов 10 тысяч сторонников партии мира все-таки забрали причитающую им компенсацию и переехали в Оклахому. Любопытно, что среди них почти не было человеческих потерь. Зафиксировано лишь 27 случаев смертей. Но после 23 мая 1838 года армия начала принудительное выселение тех, кто оставался по призыву Джона Росса. Американские солдаты получили приказ действовать без излишней жестокости, поэтому обошлось без инцидентов. Лишь однажды в Северной Каролине вождь по имени Цали убил американского солдата, но был выслежен и казнен другими индейцами.
Предполагалось, что принудительное переселение произойдет по воде. Военные организовали на реке Теннеси временные лагеря для интернированных. Из-за летней жары река обмелела, и процесс затянулся. Среди солдат и чероки началась дизентерия. Некоторые солдаты дезертировали, а вот чероки только и оставалось, что болеть и умирать. Умирали в лагерях, затем по дороге в Оклахому и уже после прибытия на место назначения. Сохранились документы о передвижении партий интернированных, которые говорят о гибели нескольких сот человек. Свидетель этого события миссионер Э. Батлер утверждал, что в общей сложности погибло 4 тысячи. В современных изданиях называются цифры от 2 до 6 тысяч человек.
Попытаемся сделать собственную оценку смертности. В рапорте о населении индейских территорий Оклахомы в 1841 году зафиксировано 18 тысяч чероки. Это больше общего количества переселенцев. Но стоит иметь в виду, что часть чероки жила в Оклахоме задолго до 1835 года. Кстати, ни они, ни их потомки не получили компенсацию, что стало яблоком продолжающегося раздора среди этого народа. В силу разных причин, не связанных с переселением (одна из самых значительных – злоупотребление «огненной водой», чем грешили и мужчины и женщины), население чероки в первой половине XIX века стабильно сокращалось. Выходит, что наиболее правдоподобная цифра – от нескольких сот до 2 тысяч смертей. В любом случае, это очень много для маленького народа.
Рабовладельцы
Вместе с чероки на запад вынужденно мигрировали их чернокожие рабы – всего около 2 тысяч человек. 15 ноября 1842 года 25 рабов плантации, принадлежащей богатому чероки Джозефу Ванну, подняли восстание, украли оружие и мулов, а затем бежали с ними по направлению Мексики. По мере передвижения через территории других переселенных в Оклахому племен в отряд влилось еще 10 человек. Беглецам удалось отбиться от охотников на рабов из народа чокто, но 28 ноября они были окружены и сдались в плен ополченцам чероки. Пятеро из них были казнены.
Чероки полагали, что к восстанию рабов причастны селившиеся неподалеку от плантации черные семинолы, переселенцы из Флориды, предки которых бежали от американских плантаторов к индейцам. Они считались свободными, жили по индейским обычаям, но внешне мало отличались от других негров. 8 декабря 1842 года чероки постановили изгнать со своих земель всех свободных чернокожих. Рабство было отменено лишь в 1866 году по настоянию правительства США. Потомки рабов получили равные права с остальными чероки лишь в 2017 году.
Подвергаясь несправедливости со стороны более сильных, чероки не отказывались от собственной несправедливости к более слабым.
Автор текста: Дмитрий Самохвалов
В статье использованы иллюстрации, позаимствованные у фонда wikimedia
Некоторые полагают, что до прибытия европейцев в черной Африке не было цивилизации. На самом же…
Современные страны черной Африки вряд ли могут похвастаться собственными передовыми технологиями. Но так было не…
Чтобы увидеть весь мир, надо путешествовать годы и годы. Но вот увидеть половину мира значительно…
«Высочайший государь и брат», – так начал одно из своих писем португальский король Себастьян I…
Некоторые полагают, что до прибытия европейцев в черной Африке не было цивилизации. На самом же…
Эта история началась несколько лет назад, когда я окончательно понял, что любая попытка продажи моей…