12 октября 1492 года три корабля испанской экспедиции во главе Христофора Колумба подплыли к островку Сан-Сальвадор. Так началась встреча двух миров, превратившаяся в конце концов в кошмар для жителей Американского мира. Если верить генетикам, то в XVI веке индейцы пережили так называемое бутылочное горлышко – критическое уменьшение их численности. Полного вымирания не произошло, но мир Америки навсегда изменился. Чтобы оценить потери, давайте разберемся, сколько народу жило в Америке до Колумба.
Различные современные авторы приводят очень разные цифры населения доколумбовой Америки. Подсчеты исследователей колеблются от 6 до 112 миллионов. Почему такие разночтения? Дело в том, какие параметры применяются при подсчетах. К сожалению, индейцы не проводили переписей, так что считать приходится на глаз. Как показывают археологические раскопки, земледельческие регионы Мексики, Перу и долины Миссисипи были плотно заселены. Земледелие при всех его минусах – зависимости от урожаев, тяжелой работе, болезнях, связанных с постоянными контактами больших групп людей, однообразной пище и ранней смерти – позволяло иметь постоянный прибавочный продукт и плотно населять один регион. Впрочем, это не всегда шло на пользу. Земледельцы активно изменяли природу, что могло приводить к экологическим катастрофам, которые в свое время постигли майя и анасази.
Иная ситуация складывалась у охотников и собирателей. Они нуждались в обширных пространствах, по которым кочевали с места на места вслед за стадами животных, нерестящейся рыбой и нетронутыми лесными угодьями. Племена в несколько тысяч человек занимали территории, равные европейским государствам. Количество палеоэскимосов, населявших канадскую Арктику и Гренландию, вообще не превышало 2 – 2,5 тысячи. До появления лошадей почти незаселенными были Великие равнины Северной Америки и Патагония в Южной Америке.
Ученые, которые берут за основу подсчетов плотность населения Мексики, получают большие цифры. Те, кто изучает охотников и собирателей, – соответственно очень маленькие. Не стоит также забывать, что население могло колебаться в разные исторические периоды.
Мы привыкли к постоянному росту населения в наше время, но в прошлом все было иначе. Например, в XIII веке население Европы было выше, чем в середине XIV века. В середине XVI столетия плотность населения превышала ту, что была в начале XVII века. Причиной тому являются изменения климата, последующие за ними миграции, войны и эпидемии.
Давайте вновь вернемся из Европы в Америку. Генетики, открывшие эффект бутылочного горлышка у коренных народов Америки, утверждают, что наибольшее генетическое разнообразие у них наблюдалось за 5 тысячелетий до появления Христофора Колумба. Генетическое разнообразие – далеко не то же самое, что количество людей. Оно свидетельствует о большей численности народов. Появление земледелия, очевидно, изменило расстановку сил. Более многочисленные земледельцы уничтожали или ассимилировали своих соседей-охотников и собирателей. Но они сами зависели от климата и условий окружающей среды.
В последней четверти XX века споры о численности населения в доколумбовой Америке как-то поутихли. Ученые сошлись на промежуточной, но весьма условной цифре – 54 миллиона. Для сравнения, в меньшей по площади Европе времен Колумба жило более 90 миллионов человек.
Кстати, каково аборигенное население Америки в наши дни? Если считать всех, кто относит себя к индейцам, эскимосам и алеутам, то примерно столько же, сколько до Христофора Колумба. То есть коренное население восстановилось. Некоторые регионы, например Антильские острова, напрочь лишились индейского населения, зато в странах Южной и Центральной Америки оно стабильно растет.
К сожалению, в подсчеты активно вмешивается политика. Это особенно касается США и Канады, где сторонники и отрицатели геноцида индейцев ловко манипулируют цифрами. Например, берут явно завышенную цифру в 10 миллионов аборигенов только на территории США в эпоху до Колумба, а затем сравнивают ее с переписью 2010 года, зафиксировавшую 5,2 миллиона индейцев, эскимосов и алеутов. Кажется, что аборигенное население США так и не оправилось от эффекта бутылочного горлышка. Однако генетики считают иначе. К тому же цифра в 5,2 миллиона может оказаться заниженной. Ведь перепись фиксирует только тех, кто сам причисляет себя к аборигенам. В основном, это люди, поддерживающие связи с определенной культурой или исторической памятью. Между тем, в США живут и те, кто имеет предков среди индейцев, но не причисляет себя к ним. В Канаде, стремясь подчеркнуть, политическую важность коренных народов, доводят их численность до 5, а то и 6 миллионов, что явно больше цифр переписи и значительно больше доколумбового населения и подсчетов генетиков. Политически ангажированные счетчики с той и другой сторон явно путают демографический и культурный феномены.
Автор текста: Дмитрий Самохвалов
Некоторые полагают, что до прибытия европейцев в черной Африке не было цивилизации. На самом же…
Современные страны черной Африки вряд ли могут похвастаться собственными передовыми технологиями. Но так было не…
Чтобы увидеть весь мир, надо путешествовать годы и годы. Но вот увидеть половину мира значительно…
«Высочайший государь и брат», – так начал одно из своих писем португальский король Себастьян I…
Некоторые полагают, что до прибытия европейцев в черной Африке не было цивилизации. На самом же…
Эта история началась несколько лет назад, когда я окончательно понял, что любая попытка продажи моей…