Categories: Хроника

Гренландия: Сага исчезнувшей страны викингов

Позднее средневековье было сложным временем для Европы. Похолодание, начавшиеся вслед за ним неурожаи и голод, нашествия монголо-татар и турок-османов, эпидемия черной смерти, сокращение населения, упадок власти церкви и ожидание страшного суда. В этой суматохе, когда мир, казалось рушится, сразу не заметили исчезновение целой страны Гренландии. Попробуем разобраться, что с ней произошло, и почему гибель кусочка средневекового европейского мира в Северной Америке сегодня вызывает околонаучные дискуссии и спекуляции.

Руины епископства Гардар в наши дни. Картинка фонда wikimedia

Зеленая земля во льдах
Открытие и заселение Гренландии произошло в эпоху викингов, когда выходцы из Скандинавии на своих быстрых судах-кноррах успешно осваивали морские и речные просторы. Иногда они выступали в качестве завоевателей, а иногда – первооткрывателей и основателей. Так в IX веке викинги открыли и освоили большой северный остров Исландия. Гренландская колония викингов была основана в 986 году группой исландских колонистов во главе Эрика Рауди (Красного или Рыжего).
Две саги и короткие сообщения различных авторов повествуют о том, что у переселенцев были голодные годы, но затем они прижились, создав на юге острова два крупных поселения – Западное и Восточное. В период расцвета колонии их численность насчитывала несколько тысяч человек.
Одна из исландских саг сообщает, что Эрик Рауди назвал открытую им страну Гренландией (буквально Зеленой Землей), чтобы завлечь поселенцев. Автор саги имел право на эту реплику. Гренландия – самый большой в мире остров. По размерам она близка к Мексике или Казахстану. Но по своему строению остров напоминает тарелку с высокими горами по краям, которые буквально изгрызены узкими скалистыми фиордами, и низиной в центре, заполненной с горкой древним ледником. Для жизненного пространства остается не много места.
Тем не менее, берега Гренландии не пустынны. В летние месяцы гренландские скалы покрывают густые зеленые травы и заросли карликовых деревьев. Это отличный корм для северных оленей, диких коз и патриарха эпохи ледникового периода – овцебыка. Реки и озера с чистой питьевой водой полны рыбы. В Гренландии много птиц. Есть белые медведи. Еще большими богатствами славятся прибрежные воды, в которых обитают моржи, тюлени, редкие виды акул и китов.
Эксплуатация богатых природных ресурсов обеспечила первоначальный успех колонии. Тюленьи шкуры, китовый ус и моржовый клык, ценившийся чуть ли не выше слоновой кости, – все это стоило очень дорого в европейских странах. В 1282 году архиепископ Тронхейма жаловался папе римскому, что не может сбыть в Норвегии «предметы роскоши», которые прибыли из Гренландии в качестве десятины.
Гренландское епископство в Гардаре было учреждено в 1126 году. Оно платило десятину Риму каждые шесть лет. В 1278 году колонисты поддержали своими средствами очередной крестовый поход на Восток. Для этого из Норвегии в Гардар специально направлялись два священника. В свою очередь, гренландцы заказывали в Европе цветные витражи для украшения гардарской церкви.
Поселенцы поддерживали тесные связи преимущественно с Норвегией, так как она была их исторической родиной. В 1262 году норвежский король навязал им договор, согласно которому Гренландия стала частью Норвегии. Однако гренландцы продолжали пользоваться демократическим самоуправлением. Зависимость от короля означала лишь королевскую монополию на торговлю между Гренландией и Европой.
Расстояние от норвежских портов до Восточного поселения составляло более 3000 километров. В хорошую погоду кнорр проходил этот путь за несколько недель, но обычно плавания занимали гораздо больше времени и не всегда заканчивались удачно. Гренландцы должны были научиться выживать без посторонней помощи, и они в этом преуспели. Они исследовали побережье самой Гренландии и соседней Северной Америки, где, однако, не смогли закрепиться из-за столкновений с воинственными индейцами.

Конец европейского мира
Во второй половине XIV века сообщения из Гренландии стали нерегулярными. Гренландцы покинули Западное поселение. Норвегия, пережившая голод и эпидемию черной смерти, перестала направлять ежегодные торговые караваны к берегам Исландии и Гренландии. В 1378 году было упразднено епископство в Гардаре. Впрочем, причиной этого события были проблемы именно в Норвегии, откуда традиционно направлялся новый епископ. В 1380 году Норвегия заключила унию с Данией, власти которой мало интересовались отдаленными землями.
Последние достоверные записи о колонии в Гренландии датируются 1407 и 1408 годами. Первая сообщает о сожжении местного жителя за соблазнение чужой жены посредством черной магии. Вторая – о заключении брака в Восточном поселении между исландцем и женщиной из Гренландии. Обе записи были оставлены исландцами. Далее, Исландию накрыли эпидемия черной смерти, пиратские рейды англичан, затем эпидемия оспы. Нет ничего удивительного, что исландцы потеряли интерес к своим западным соседям.
Нельзя сказать, что о гренландской колонии в Европе забыли совсем. В 1492 году Родриго Борджиа, он же папа римский Александр VI выказал в письме озабоченность положением поселенцев в Гардаре. В 1516 и 1520 годах датские церковные и светские власти организовывали экспедиции для выяснения судеб гренландцев, но обе попытки закончились провалом.
Окончательно выяснилось, что потомков переселенцев-норманнов в Гренландии больше нет, лишь в XVIII веке благодаря норвежскому миссионеру Хансу Эгеде. В 1536 году Дания и Норвегия отказались от власти папы римского. В этих странах победило лютеранство. Ханс Эгеде был священником лютеранской церкви. В 1721 году он убедил датского короля Фредерика направить евангелическую миссию в Гренландию, дабы найти там потомков колонистов и обратить их в свою веру. Многолетние поиски привели миссионера к горькому выводу о полном исчезновении гренландской колонии. Впрочем, это не помешало ему обращать в христианство местных эскимосов-инуитов и, в конце концов, стать первым лютеранским епископом Гренландии.
В XX веке начались археологические раскопки, давшие новую порцию информации о жизни маленькой страны викингов на юге Гренландии. К сожалению, многочисленные находки ничего не сообщают о ее гибели. Выдвигаются самые различные гипотезы, которые мы рассмотрим ниже.

Во всем виноват голод?
Восточное и Западное поселения не были едиными населенными пунктами. Они представляли собой россыпь семейных хуторов. Даже епископство Гардар в Восточном поселении было всего лишь богатым хутором. Поселенцы строили дома из камня и дерна, при случае заменяли металлы камнем, деревом и костью. Они сами изготавливали обувь и одежду, оружие и многое другое.
Норманны прибыли в Гренландию со своим скотом, собаками и лошадьми. Молочное скотоводство стало основой хуторской экономики. В летнее время, когда коровы и овцы были вдосталь обеспечены свежей травой, шла заготовка молока для производства масла и сыра. Сыр – ценный белковый продукт, который можно хранить десятилетиями.
Как показывают археологические раскопки, гренландцы редко забивали скот и почти не употребляли говядину. Основными пищевыми ресурсами их снабжало море. Жители обоих гренландских поселений охотились на тюленей. Любопытно, что в мусорных кучах почти нет рыбьих костей. Но это не значит, что рыбу не ели или ели мало. Рыбьи кости относительно быстро разлагаются. Для установления, сколько рыбы употребляли в пищу, нужен скрупулезный химический анализ почвы на месте мусорных куч. Между тем, такие технологии при раскопках в Гренландии не использовались.

Возможно, так выглядел гренландский хутор

В то же время наблюдался дифицит растительной пищи. Хлебные культуры в Гренландии не растут, поэтому зерно доставляли на кноррах из Норвегии и Исландии. Его не хватало. Волей-неволей гренландцы превратились в общество мясоедов.
В последнее десятилетие прошлого века антропологи исследовали останки в захоронениях и обнаружили, что многие поселенцы страдали от недоедания и кариеса. Версия о недоедании обычно подкрепляется результатами раскопок на одном из хуторов Западного поселения первой половины XIV века, где в развалинах дома был найден неупокоеный человек. Археологи выяснили, что жители фермы съели весь свой скот и даже могли перейти на собачатину. Был ли причиной смерти неупокоеного голод, отражает ли этот случай частное событие или тенденцию упадка всего Западного поселения?
Не будем спешить с выводами. Если сравнить останки гренландцев с останками жителей Европы того же периода, то оказывается, что следы недоедания и кариеса – общая черта средневековых людей. Большинство археологов считает, что недоедание в Гренландии было сезонным, обычно происходило поздней весной, когда запасы накопленного к осени провианта и сена для скота заканчивались.
В 1315 – 1322 годах вся Европа пострадала от Великого голода. Он был вызван событиями в далекой Новой Зеландии, где несколько лет продолжалось мощное извержение вулкана Таравера. Оно привело к снижению прозрачности атмосферы Земли и, следовательно, к похолоданию. В Европе начались неурожаи и массовые случаи голодных смертей. Вполне возможно, что Великий голод коснулся и Гренландии, куда не прибыли кнарры с зерном. Охотники за тюленями могли выжить, так как не зависели от урожаев пшеницы. Зато похолодание должно было прямо отразиться на травостое и, следовательно, обеспеченности жителей молочных ферм. Других подтверждений Великого или любого другого длительного голода в средневековой Гренландии не было обнаружено.

Экологическая версия
Другой причиной исчезновения норманских колоний в Гренландии могло быть похолодание, начавшееся в XIII веке. Это не значит, что гренландцы просто замерзли. Американский орнитолог и писатель Джаред Даймонд считает, что ошибкой колонистов было развитие молочного скотоводства. Оно оказалось разрушительным для местной хрупкой природы. Пастбища быстро истощались. Похолодание только усугубило ситуацию. Норманны не смогли приспособиться к изменениям, и все-таки стали голодать. Он даже рисует катастрофическую картину последней зимы Гардара, куда прибыли последние выжившие поселенцы, чтобы доесть остатки скота и умереть.
Увы, но версия Дж. Даймонда не выдерживает критики. Земли в Гренландии хватало с избытком. Когда плодородие почв, вытоптанных коровами, падало, номанны переносили свои хутора на новое место. Ярким примером тому является Западное поселение, где фермы оставляли постепенно. После его упадка прибывшие туда мореходы находили одичавший скот. Не стоит также забывать про то, тюлени и рыба никуда не исчезли, а, значит, похолодание не могло привести к нехватке пищи.

Опасные эскимосы
Норманны не были первыми поселенцами Гренландии. До них и после них здесь были другие жители. Севернее Западного поселения жили древние обитатели этих мест – эскимосы. Эскимосы и ныне составляют значительную часть гренландского населения. Но эскимосы, встреченные наследниками Эрика Рауди, и современные гренландские эскимосы – это совершенно разные народы.
С 2500 г. до нашей эры четыре разные волны эскимосов достигали Гренландии из Северной Америки. Они шли сложным путем через Канадский арктический архипелаг и обычно занимали северную и западную части острова. Надо понимать, что эскимосы – сборное название нескольких народов, говорящих на отдельных языках и обладающих самостоятельной культурой. Представители одного эскимосского народа не должны были испытывать теплые чувства к другому эскимосскому народу. Ресурсы Арктики ограничены, и столкновения между разными группами были исторической данностью.
В начале 1 тысячелетия до нашей эры Канадский архипелаг и запад Гренландии были населены эскимосами-носителями Дорсетской археологической культуры. Они были охотниками и собирателями, чаще питались мясом, чем растительной пищей, жили маленькими группами, что позволяло избегать конфликтов из-за угодий.
У историков и археологов нет ясных фактов, свидетельствующих о наличии прямых контактов между дорсетцами и гренландскими норманнами. Есть лишь несколько остатков европейских вещей, найденных при раскопках средневековых стоянок на Канадском архипелаге. Возможно, их подобрали после кораблекрушения. Но, возможно, они попали в Канаду от гренландских эскимосов в результате длительной цепочки обмена.
В XIII веке следы дорсетской культуры исчезают из Гренландии. К XVI веку их не стало совсем. Их место заняли представители другой эскимоской культуры Туле – предки инуитов, современных эскимосов Канады и Гренландии. Культура Туле сформировалась в первой половине 1 тысячелетия нашей эры в районе Берингова пролива. Ее носители одинаково хорошо пользовались сшитыми из кожи лодками-каяками и собачьими упряжками, что позволяло преодолевать значительные расстояния как в летнее время, так и зимой. В отличие от примитивных дорсетцев, инуиты изготавливали керамику, полировали камень, обрабатывали метеоритное железо, имели большой арсенал различных орудий для охоты и войны. Если дорсетцы и норманны предпочитали охоту на тюленей, то инуиты бросали вызов даже огромным китам.
В XII или XIII веке представители Туле перебрались с канадского острова Элсмир в Гренландию. Всюду, куда они приходили, культура Дорсет исчезала. Ранее ученые верили, что что дорсетцы растворились среди новой волны мигрантов путем мирной ассимиляции. Но эту веру убили палеогенетики, которые не нашли следов ДНК дорсетцев у современных эскимосов. Инуиты просто уничтожили их. Следом за дорсетцами, должны были погибнуть гренландские норманны.
В 1341 году епископ Бергена отправил в Гренландию священника Ивара Бардарсона. Как полагают, он прожил на этом острове до 1360 года и затем вернулся в Норвегию, где был записан его рассказ о далекой западной стране. Описания Восточного поселения, сделанные Бардарсоном достаточно точны, что позднее подтвердили археологи. Он же сообщает о конце Западного поселения. До приезда Ивара в Гренландию, оно было захвачено скрелингами. Этим словом гренландцы и исландцы называли коренных жителей Северной Америки. Ивар отправился вместе с восточными поселенцами освобождать единоверцев. но, прибыв в Западное поселение, обнаружил, что в нем не осталось ни скрелингов, ни норманнов. Лишь коровы ходили около хуторов. Зарезав несколько коров, восточные поселенцы вернулись назад.
Исландская хроника сообщает под 1379 годом о нападении скрелингов на Восточное поселение. Нападавшие убили 18 человек и увели с собой 2 мальчиков и женщину. Других письменных сообщений о столкновениях с инуитами нет. Но есть косвенная археологическая улика. При раскопках инуитских поселений XIV – XV веков на севере Гренландии и в Канадской Арктике были выявлены самые различные предметы европейского происхождения – куски пряжи, гвозди, металлические слитки и даже церковный колокол. Если они поступали к инуитам в результате обмена, то в норманнских поселениях должны были найти что-нибудь инуитское. Например, одежду, украшения или резные фигурки из моржового клыка. Но ничего такого в Западном и Восточном поселениях нет. Это был не обмен, а разорение одних другими.

Черная смерть в Арктике
Если судьба Западного поселения ясна, то гибель Восточного все еще представляет загадку. Судя по записям Ивара Бардарсона, в середине XIV века оно было достаточно большим. Возможно, его в конце концов уничтожили инуиты. Но есть и альтернатива – черная смерть. Так называют эпидемию, с которой Европа впервые столкнулась в 1346 – 1353 гг. Она унесла жизни от 30 до 60 процентов населения. С XIX века большинство ученых считают главной подозреваемой этой напасти бубонную чуму. Вероятно, черная смерть была одним из ее вариантов, отличной от современных штаммов. По крайней мере, нынешние штаммы бубонной чумы не столь смертоносны.
В Норвегии эпидемия началась в 1349 году и до 1354 года убила половину местного населения. Затем она затихла, но несколько раз возобновлялась. Исландия и Гренландия благодаря изоляции долгое время оставались безопасными. Лишь в 1402 году болезнь добралась до Исландии и до 1404 года собрала свою жатву – половину островитян. Записей о пандемии в Гренландии нет, поскольку письменные источники обрывают свое повествование 1408 годом. Можно лишь предполагать, что стало с общиной гренландских норманнов, насчитавшей не более 4000 человек, когда ее коснулась чума. В 1494 году черная смерть вернулась в Исландию. Она могла положить конец и гренландскому Восточному поселению.

Урок
Сага исчезнувшей страны викингов для нас интересна тем, что раскрывает слабость средневекового мира и одновременно демонстрирует хрупкость культуры, оторванной от своих корней. Гренландцы удалились на тысячи километров от своей прародины, адаптировались к новым природным условиям, однако материально и духовно продолжали зависеть от Европы.
Сегодня многие уверены, что в случае катастрофы на Земле, человечество сможет освоить другие планеты. Но что станет с инопланетными колониями землян, если Земли действительно не станет? Смогут ли колонисты выжить? Не лучше ли научиться предотвращать проблемы на родной планете, чем грезить о покорении чужих миров?

Дмитрий Самохвалов

Читать дальше:
Христофор Колумб – мореплаватель, работорговец и садист
Невероятно, но Христофор Колумб никогда не был в Америке. Он сделал ошибку и совершил открытие, а затем решил разбогатеть и попал под суд. Что стало с телом и богатствами Колумба после смерти? …Читать всё о Христофоре Колумбе
Понравился материал? Буду благодарен за репост в социальных сетях
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь комментировать
dzs

Recent Posts

Строители глиняных городов

Некоторые полагают, что до прибытия европейцев в черной Африке не было цивилизации. На самом же…

12 месяцаў ago

Изобретатели железа

Современные страны черной Африки вряд ли могут похвастаться собственными передовыми технологиями. Но так было не…

1 год ago

Половина мира: Исфахан

Чтобы увидеть весь мир, надо путешествовать годы и годы. Но вот увидеть половину мира значительно…

1 год ago

Великие цивилизации чёрной Африки: Католическое королевство Конго

«Высочайший государь и брат», – так начал одно из своих писем португальский король Себастьян I…

2 гады ago

Великие цивилизации чёрной Африки: Загадочная Мономотапа

Некоторые полагают, что до прибытия европейцев в черной Африке не было цивилизации. На самом же…

2 гады ago

Как я покупал остров

Эта история началась несколько лет назад, когда я окончательно понял, что любая попытка продажи моей…

2 гады ago