О древнем Вавилоне знают все. Даже старые бабушки, давно забывшие о школьной программе и законах Хаммурапи, слышали о вавилонской башне или, что более вероятно, о вавилонской блуднице. Но вот вопрос на сто рублей, как назывался народ, населявший древний Вавилон? На каком языке он разговаривал?
Вавилон был расположен в равнинной и очень плодородной местности в междуречье Тигра и Евфрата. В этой стране издавна жили и в эту страну стремились представители разных народов. Кто же из них добился права называться коренным вавилонцем?
На вопрос на сто рублей есть два ответа. Простой и сложный. Начнем с простого.
Знакомьтесь, древние вавилоняне
Темные завитые волосы, рубаха без пуговиц до пят, на голове шапка или повязка, у женщин обязательное покрывало для лица. Примерно так выглядели среднестатистические вавилоняне, или, как они называли себя сами, мар-бабилая. Как и в наши дни, одежда могла меняться в зависимости от поры года, достатка или моды. У этих людей были разные занятия, имена и фамилии (некоторые из них выдавали иностранное происхождение предков). Но все они были прежде всего мар-бабилая.
Нечто подобное можно встретить и в наши дни. Жители Сингапура имеют китайские, малайские или индийские корни, но предпочитают называть себя сингапурцами. Вавилон был мегаполисом древнего мира, сосредоточением передовых по тем временам знаний, технологий и достаточно высокого уровня жизни. Жители Вавилона с достоинством называли себя детьми своего города. Когда в 1 тысячелетии до нашей эры он превратился в центр обширной империи, звание детей Вавилона было даровано жителям других присоединенных или завоеванных городов и сельских поселений. Это примерно, как если бы жителей России назвали не русскими и россиянами, а москвичами.
Итак, отвечая на вопрос, к какому народу он принадлежит, средний вавилонянин скорее бы отнес себя к вавилонянам. Значит ли это, что он говорил на особом вавилонском языке и вел свой род от отдельного вавилонского племени? Ни вавилонского языка, ни древнего вавилонского племени, построившего город, не существовало. Чтобы прояснить этническое происхождение вавилонян, нам придется перейти к сложному ответу.
Язык основателей
Междуречье Тигра и Евфрата – довольно любопытный регион с географической точки зрения. По большей части он представляет собой типичную речную долину с плодородными почвами. Но, чтобы успешно заниматься земледелием и строить города, жители этих мест должны были рыть каналы, возводить дамбы и осушать берега. Эта работа требовала совместных усилий, поэтому нет ничего удивительного в том, что междуреченцы создали древнейшую из известных нам цивилизаций.
С северо-запада, запада и востока междуречье граничит с горами, с юга и запада – со степями, переходящими в пустыню. Земледельцы междуречья с выгодой использовали такое соседство. Они обменивали результаты своего труда на лес и металлы, которые привозили горцы, а также на продукты животноводства у степных кочевников. Однако соседи стремились не только торговать. Привлеченные богатствами, они периодически нападали и сами пытались осесть на плодородных землях. За сотни лет до строительства Великой китайской стены и римских валов цари третьей династии города Ура воздвигли многокилометровую стену, которая должна была защитить их владения от кочевников. Но, как и Великая китайская стена и римские укрепления, эта урская стена в конце концов оказалась бесполезной.
Нет ничего удивительного в том, что все известные нам народы междуречья были потомками пришельцев. Предполагают, что шумеры, основавшие цивилизацию на юге междуречья в 4 тысячелетии до нашей эры, появились откуда-то с востока из загадочной страны Дильмун. К северу от них поселились пришедшие с запада семиты. Они разговаривали на совершенно разных языках, но, похоже, отличали друг друга больше географически, чем по происхождению.
Междуреченские шумеры и семиты жили в отдельных городах-государствах, пока в 2334 году сын простого водоноса Саргон Великий не начал объединять города силой оружия. Он создал древнейшую из известных нам империй. Поскольку для своей резиденции Саргон выбрал городок Агаду в области среднего течения, населенной семитами, то эту область стали называть Аккадом.
В древних клинописных текстах названия областей Шумер и Аккад фигурируют часто, а вот шумерский и аккадский народы не упоминаются. Эти названия для двух народов, говоривших на разных языках, придумали ученые XIX века. Сами себя они называли просто «черноголовыми» (по-шумерски «саг-гиг-га», по-аккадски «шалмат-какадим»). Именно в области, населенной семитоязычными «шалмат-какадим» и был основан древний Вавилон.
Таким образом, с современной точки зрения коренные вавилоняне по этническому происхождению были аккадцами. Большую часть своей истории они говорили и писали на аккадском языке. В наше время этот язык относят к группе восточных семитских языков. Он – близкий родственник арабского языка.
Драматическая трансформация
Вавилоняне испытывали истинную преданность аккадскому языку. Город то и дело захватывали представители других племен и народов, говоривших на других языках, но это мало влияло на языковые предпочтения вавилонян.
Около 1895 года до нашей эры Вавилон оказался в руках западных кочевников-амореев. Они основали собственную царскую династию, к которой принадлежал великий законодатель Хаммурапи. В отличие от аккадцев, амореи говорили на западном семитском языке, близком современному ивриту, но все надписи аморейской династии, включая законы Хаммурапи, продолжали делать на аккадском.
В 1571 году до нашей эры Вавилон был захвачен северными варварами-касситами. Их происхождение и связь с другими народами точно не установлена. Касситы составили высший слой общества, активно реформировали вавилонское государство, но при этом были вынуждены принять аккадский язык вавилонян. Точно также поступили выходцы из могущественной восточной страны Элам, одержавшие победу над касситами в 1160 году до нашей эры.
Вавилоняне не просто сохраняли язык древнего Аккада, но и развивали его. Они усовершенствовали клинопись, перенятую когда-то аккадцами у шумеров. Аккадский язык стал международным. На нем писали и разговаривали в соседней Ассирии, использовали в качестве второго письменного языка в сирийских городах, Эламе, Урарту и других государствах.
Однако в конце 2 тысячелетия до нашей эры в междуречье Тигра и Евфрата вторглись западносемитские племена из горной сирийской области Арам. Им удалось на некоторое время захватить северную часть Вавилонии. Очевидно вторжения сопровождались переселениями больших групп людей. Иначе трудно объяснить, почему арамейский язык стал широко употребляться в Ассирии и Вавилонии. В VIII веке до нашей эры ассирийский царь Тиглатпаласар III придал ему вполне официальный характер в своем государстве.
Вавилоняне продолжали использовать аккадский язык в качестве языка управления, науки и культуры вплоть до VII века нашей эры. Но в 626 году до нашей эры царем Вавилона стал Набопаласар, выходец из маленького Халдейского царства, находившегося в болотистых низинах Тигра и Евфрата. Основанная им династия освободила Вавилон от власти Ассирии и превратила его в новую могущественную империю. Именно при халдеях арамейский язык закрепился среди вавилонян как главный разговорный и письменный. Вслед за ассирийцами вавилоняне перешли из числа восточных семитов в западные.
Автор текста: Дмитрий Самохвалов
Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь комментировать