Кто жил в Древней Греции?

Может показаться, что на вопрос «Кто жил в Древней Греции?» правильным ответом будет: «Древние греки». Но, во-первых, древние греки были разными. Они делились на несколько племен. Во-вторых, в Древней Греции жили и другие народы.

Древние греки
Древние греки называли себя эллинами. Изначально это было название племени родом из Фессалии. Упоминание о нем можно найти уже у Гомера. Общим названием для всех греков оно стало лишь в эпоху классической греческой цивилизации, то есть в первом тысячелетии до нашей эры. Происхождение названия «эллины» вызывает горячие споры среди современных языковедов, но для самих греков ничего загадочного в нем не было. Они полагали, что названия народов происходят от общего предка. Соответственно, все эллины происходили от царя по имени Эллин.
Греки выделяли себя из числа других народов по языку и обычаям. Всех, кто не был греком, они называли варварами. Слово «варвар» имело явный негативный оттенок, хотя не означало дикарей. Например, греки знали, что пеласги, о которых речь пойдет ниже, египтяне или финикийцы были более древними и культурными народами, но все равно называли их варварами.
Древние греки не были единым народом. Они делились на несколько племен, каждый из которых разговаривал на собственном диалекте. Давайте рассмотрим, что же это за племена.
ag-peoples

Ахейцы, они же Данайцы

Ахеянка. Реконструкция на основе фресок из Пилоса.

Первым известным племенем древних греков были ахейцы. Именно они осаждали Древнюю Трою, поэтому в «Илиаде» Гомера так называли всех греков. Гомер также использовал название «данайцы», поскольку происхождение ахейцев велось от Даная, мифического царя Египта, бежавшего от своих родственников на Пелопонесский полуостров.
На самом же деле, предки ахейцев пришли на Пелопоннес не из Египта, а откуда-то с севера в начале второго тысячелетия до нашей эры. Здесь они создали микенскую цивилизацию, открытую и названную так в девятнадцатом веке Генрихом Шлиманом. Ахейцы вели обширную торговлю по всему Средиземному морю, так что их колонии находят на Кипре, западном побережье Малой Азии, Сицилии и Липарских островах. Когда в середине второго тысячелетия до нашей эры на Крите погибла минойская цивилизация, ахейцы переселились на этот остров.
Но в конце второго тысячелетия до нашей эры воинственные ахейцы сами стали жертвами пришельцев с севера. Микенская цивилизация погибла. В эпоху классической Древней Греции, самостоятельного ахейского диалекта уже не существовало. Ахейское происхождение приписывалось лишь жителям Аркадии, маленькой горной области на Пелопоннесе, и грекам Кипра.

Дорийцы
Уже на глиняных дисках эпохи микенской цивилизации встречается личное имя Дорий. Однако древнегреческая традиция связывала происхождение дорийцев с маленькой областью Дорида около горы Эта на севере Древней Греции. Считалось, что дорийцы происходят от Дора, сына Эллина. В конце второго тысячелетия до нашей эры Гераклиды, потомки мифического героя Геракла, привели дорийцев на юг Греции, где они заселили Пелопоннес, Крит, ряд островов Эгейского моря. Дорийские колонии встречались на Сицилии, у пролива Босфор и в Малой Азии.
Миф о переселении дорийцев на юг породил у историков девятнадцатого века такое понятие, как «дорийское завоевание». Первым его ввел в оборот британский историк Вильям Митфорд (1744 – 1827) . Он полагал, что именно дорийцы сокрушили ахейские города-государства. Понятие «дорийское завоевание» кочевало из одной книги в другую и все еще встречается в некоторых учебниках по истории. Между тем, современные археологи полагают, что уничтожение микенской цивилизации – дело рук других, куда более грозных противников. Тех, кого древние египтяне назвали «народами моря». Если дорийцы действительно произошли из Дориды, то появились на Пелопоннесе немного позже.
В наше время самым известным дорийским государством можно считать Спарту. После реформ Ликурга в 884 году до нашей эры Спарта превратилась из обычного греческого полиса в военизированное сообщество, победившее в конце концов более богатые и населенные Афины. Дорийцам принадлежал также город Коринф. Он был даже богаче и населеннее Афин. Из малоазиатского дорийского города Галикарнаса происходил создатель истории как жанра литературы, писатель Геродот. В дорийском городе Сиракузы на Сицилии жил известный изобретатель Архимед.

Ионийцы
Ионийцы, – пожалуй, были самым многочисленным и культурно развитым племенем классической Древней Греции. Древние греки считали общим предком ионийцев Иона, внука Эллина. Впервые их название встречается на микенской табличке Xd. До конца второго тысячелетия они жили вместе с ахейцами на Пелопоннесе, откуда были вытеснены дорийцами. Страбон писал, что на Коринфском перешейке был установлен столб. С одной стороны на нем было написано: «Тут не Пелопоннес уже, а Иония», а на другой стороне «Тут не Иония уже, а Пелопоннес». Единственным ионийским племенем, что сохранялось на Пелопоннесе, были кинурии, обитавшие в области Аргос. Уже во времена Геродота, то есть к середине первого тысячелетия до нашей эры, кинурии говорили на дорийском диалекте и мало отличались от соседей-дорийцев.
Покинув Пелопоннес, ионийцы заняли несколько областей центральной Древней Греции, в том числе Аттику, а затем начали колонизацию островов Эгейского моря. На западном побережье Малой Азии они основали семь городов, самым большим из которых стал Милет. Область семи городов получила название Ионии. Именно в малоазиатской Ионии зародилось искусство классической Древней Греции. Милет стал центром первой школы натурофилософии, в нем жили и работали математик Фалес, писатель Анаксимандр, физик-материалист Анаксимен.
Ионийцы были настоящим народом-колонизатором. Плиний Старший писал, что только жители Милета основали 90 колоний. В 546 году до нашей эры самый северный ионийский город Фокея был завоеван персами. Но фокейцы не покорились захватчикам. Собрав свое имущество, они погрузились на корабли и покинули город. Фокейские греки открыли побережье Испании и создали множество колоний в западной части Средиземного моря.
Думаю, не стоит много рассказывать о золотом веке другого города, населенного ионийцами, – Афин. Афины – родина демократии, важный политический и культурный центр. Афинский ионийский диалект стал основой общегреческого литературного языка койне. На нем писали в классическую эпоху, во времена эллинизма, и даже византийские писатели старались использовать древний афинский диалект.

Эолийцы
Древние греки считали, что эолийцы происходят от Эола, сына Эллина, и первоначальным местом их расселения была северная аграрная область Фессалия. Позже они появились в Беотии. На западном побережье Малой Азии, севернее малоазиатской Ионии, возникла колонизированная эолийцами область Эолия. В ее состав входил остров Лесбос.
В Древней Греции как-то не особо ценили вклад эолийцев в общегреческую культуру. Платон даже называл эолийский диалект варварским. Между тем, именно эолийцы донесли и пересказали большинство древнегреческих мифов. Эолийцами были древнегреческие поэты Гесиод и Алкей, прозаик Гелланик и первая известная женщина-поэтесса Сафо.
Самым знаменитым эолийским городом были Фивы. Они вели весьма независимую политику от Афин и Спарты. В 378 году до нашей эры Фивы нанесли жестокое поражение Спарте и вплоть до македонского завоевания оставались городом-гегемоном всей балканской Греции.

Странный народ македонцы

Изображение македонского воина в гробнице IV века до н.э. (заимствовано у фонда Wikimedia)

На карте современной Европы есть маленькая страна Македония. Ее жители говорят на македонском славянском языке, очень похожем на болгарский. Но современные македонцы не имеют ничего общего с древними македонцами, завоевателями Древней Греции, а затем Персидской империи, Средней Азии и даже части Индии. Кем же были древние македонцы?
Македонцы или македоняне жили на севере от территорий, которые мы обычно включаем в балканскую Древнюю Грецию. Древние греки не считали македонцев греками, а знаменитый афинский оратор Демосфен открыто называл их варварами. Но сами македонцы думали иначе. Они полагали, что являются родственниками дорийцев и происходят из области Аргос на Пелопоннесе. Геродот рассказывал историю македонского царя Александра (далекого предка другого царя Александра Великого), который пожелал участвовать в Олимпийских играх. Грекам это не понравилось. «Эти игры, – говорили они, – для эллинов, а не для варваров». Александру пришлось доказывать, что он по происхождению аргосец. В конце концов, его допустили.
Многие современные исследователи считают македонцев родственниками фракийцев – более северного народа, обитавшего на Балканском полуострове. Им мог бы возразить афинский историк Фукидид. Он сам был наполовину фракийцем и после изгнания из Афин жил во Фракии. Он явно отделял македонцев от фракийцев, зато не отделял от греков. Проблема происхождения македонцев сложна потому, что Македония как близкая область Греции была эллинизирована уже к середине первого тысячелетия до нашей эры. Надписи на настоящем македонском языке до нас не дошли. Мы также не знаем имен богов македонского происхождения.
Археологи выявили то, что на македонских надгробиях встречаются надписи на греческом языке. Но это не общелитературный язык койне, а самостоятельный диалект. Если македонцы приняли чужой греческий язык, то должны были принимать литературный. Например, белорусы разговаривают на литературном русском, а не каком-то диалекте русского. Ирландцы – на литературном английском, а не диалекте английского. То, что иногда называется ирландским диалектом, – это смесь английского с собственно ирландским. Греческий македонский язык не был смесью. Отдельных македонских слов в нем не было. Следовательно, можно предположить, что никакого принятия греческого языка и религии тоже не было. Македонцы изначально являлись греками. Вот только почему остальные греки считали их варварами – вопрос, на который ответить очень трудно.

Афаманты
Маленький народ афаманты жил на северо-западе Древней Греции. Авторы эллинистической эпохи считали афамантов варварами или, по крайней мере, потомками варваров, но сами афаманты относили себя к грекам. В 272 году до нашей эры они были завоеваны эпирским царем Пирром, спустя примерно столетие освободились и даже имели собственных царей. Конец независимости афамантов положили римляне, разрушившие в 168 году до нашей эры их крепости. Многие афаманты покинули место своего обитания и слились с другими греками.

Негреки в Греции
Предки древних греков появились на юге Балканского полуострова лишь в начале второго тысячелетия до нашей эры. До них здесь жили другие народы, и древние греки отлично помнили об этом. Расширяя свои владения, греки колонизировали острова Эгейского моря и Малую Азию. Там тоже кто-то жил до древних греков и даже вместе с древними греками.

Минойцы
Минойцы – древние жители острова Крит, создатели самой древней европейской цивилизации. Сами себя минойцами они не называли. Это название было придумано в девятнадцатом веке Генрихом Шлиманом, и в научный оборот вошло благодаря сэру Артуру Эвансу (читайте о нем в этой статье). О минойцах мы знаем лишь то, что они не были родственниками древних греков. К сожалению, диски с надписями типа А на месте раскопок минойских «дворцов» до сих пор не расшифрованы, и их настоящий язык не определен.
В классической Древней Греции о временах минойцев помнили очень мало. В основном, легенды о царе Миносе и его уродливом сыне Минотавре. В первом тысячелетии до нашей эры жители Крита говорили на дорийском диалекте. Но в произведениях Гомера упоминались некие этеокриты, то есть истинные жители Крита. На западе острова жил еще один народ – кидоны, а на окраинах – загадочные куреты. К куретам также относили некоторых жителей западной части Древней Греции и Холкиды – области чуть севернее Афин. В Холкиду они пришли с запада, и от греков отличались обычаем брить переднюю часть головы. На греческом языке «курет» значит буквально «постриженный». Этот обычай был заимствован абантами – ионийцами с острова Эвбея. В греческой мифологии куретами также называли слуг Реи, матери Зевса, и спутников бога виноделия Диониса. На острове Самофракия на севере Эгейского моря издавна существовал культ Диониса, там практиковались мистерии, посвященные куретам.

Возможно, так выглядели знаменитые минойские дамы в голубом

Пеласги
Пеласги – сборное название всех жителей Древней Греции, населявших эту страну до прихода греков. Греки верили, что мифический Пеласг, прародитель всех пеласгов, правил когда-то в Аркадии. Ему приписывались изобретение хижин и одежды. Главным центром балканских пеласгов был город Ларисса на севере. Еще одним важным центром обитания пеласгов считалась область Аргос на Пелопоннесе. Долгое время пеласги составляли значительную часть жителей древних Афин. Но в Афинах они были пришлым народом, переселились с острова Самофракия. Географические названия, связанные с пеласгами, находят на всей территории Древней Греции. В начале классического периода пеласги даже принимали участие в колонизации эгейских островов, северо-запада Малой Азии и Сицилии.
Геродот, рассказывая о событиях конца второго тысячелетия, замечал: «Тогда Эллада называлась еще Пеласгией». Но уже в его время в балканской Греции пеласгов не было. Он полагал, что они растворились среди греков. Остатки пеласгов жили лишь в Италии, где-то чуть севернее этрусков. Писатели эллинистической поры и вовсе путались, пытаясь вывести родословную этого древнего народа.
Большинство современных ученых считают, что пеласги не были индоевропейским народом. В конце второго – начале первого тысячелетия до нашей эры в разных частях Греции сохранялись лишь остатки местного населения догреческой эпохи. Скорее всего, Геродот был прав. Они постепенно растворились среди греков.

Молоссы
Молоссами называли жителей северо-западной области Эпир, обитавших там до греческого завоевания. Молоссов часто путали с пеласгами или приписывали последним достижения молоссов. Ничего удивительного в этом нет. Ведь, как говорилось выше, пеласги – это сборное название. Следовательно, молоссы могли считаться одними из пеласгов.
В эпирском городе Додона был расположен храм Зевса с собственным оракулом. Древние греки считали, что храм и культ Зевса Додонского был основан молоссами.

Кавконы
Страбон называл кавконами народ, живший на малоазиатском побережье Черного моря. Гомер упоминал их как союзников троянцев в войне с греками. Некоторые ученые полагают, что кавконы происходили из Кавказа и были дальними родственниками современных адыгейцев и абхазов. Кавконы также упоминались наряду с пеласгами, что жили в греческой Аркадии. Впрочем, для греков классической эпохи балканские кавконы были народом седой древости.

Лелеги
Лелеги – еще один догреческий народ, который называют в числе или рядом с пеласгами. Геродот полагал, что они происходят с Кикладских островов на юге Эгейского моря. В древности лелеги подчинялись царям Крита и платили им дань гребцами. Критяне переселили часть лелегов в Малую Азию, где те поселились среди карийцев. Лелегов также упоминали среди жителей древней Беотии.
В хеттских табличках второго тысячелетия до нашей эры упоминаются жители запада Малой Азии – лулахи. Вполне возможно, что греческие лелеги и хеттские лулахи – один и тот же народ.

Карийцы

Карийская женщина из Афродизиаса (реконструкция)

В Эгейском море есть остров Делос. Он занимает всего три с половиной квадратных километра, но согласно древнегреческим мифам на Делосе родились боги Аполлон и Артемида. В классическую эпоху Делос стал важным религиозным центром. Многие греки считали делом чести не просто посетить святилище на Делосе, но и умереть там. Постепенно маленький островок превратился в огромное кладбище. В 425 году до нашей эры афиняне взяли шефство над святилищем и запретили умирать или рождаться на Делосе. Более того, они устроили чистку уже существовавших могил и перезахоронение. К их удивлению, более половины захоронений принадлежало не грекам, а карийцам. «Их опознали по оружию, погребенному вместе с ними, и по способу захоронения, существующему у них и поныне», – поясняет Фукидид.
Фукидид считал карийцев коренными жителями Кикладских островов, откуда их изгнал критский царь Минос. Они поселились в Малой Азии, в приморской области, которую называли Карией. Геродот со ссылкой на самих карийцев утверждал, что они всегда жили на материке. Часть Карии была захвачена ионийцами и дорийцами. Геродот как раз происходил из города Галикарнаса, построенного дорийцами на карийских землях. Более того, у отца Геродота было карийское имя.
К середине второго тысячелетия карийцы приняли многие обычаи эллинов, но продолжали сохранять родной язык и религию. Они разработали собственный буквенный алфавит на основе финикийского. Природные условия Карии не позволяли жить только благодаря земледелию, поэтому многие местные жители занимались мореплаванием, пиратством или служили в других странах наемниками. Памятники на карийском языке находили даже в Египте и Иране. Язык карийцев позволяет отнести их к индоевропейцам. Очевидно, они появились в Малой Азии примерно тогда же, когда греки – в Греции, но пришли не с Кикладских островов, а со стороны Босфора.
Расцвет древней Карии пришелся на четвертое столетие до нашей эры, когда вся Малая Азия была завоевана персами. Персы создали автономную сатрапию Карию, где правила династия Гекатомнидов местного происхождения. Самым известным ее представителем был сатрап Мавзол, строитель первого мавзолея. В 325 году до нашей эры Кария была завоевана македонцами, и ее население постепенно приняло греческий язык и религию.

Финикийцы

Финикиец из Библоса (реконструкция)

Знаете ли вы семитский народ из Ближнего Востока, первым покинувший свою родину и расселившийся по всему миру? Если вы думаете, что это евреи, то сильно ошибаетесь. Первыми великими путешественниками были их близкие родственники – финикийцы. Они жили на узкой полосе суше между Ливанскими горами и Средиземным морем. Расцвет финикийских городов-государств пришелся на конец второго – начало первого тысячелетия до нашей эры. Научившись строить огромные корабли с закрытой палубой, они занялись колонизацией Средиземного моря, плавали в Атлантику и, если верить Геродоту, обогнули Африку. Самая известная финикийская колония – Карфаген.
Финикийцы столкнулись с греками уже во втором тысячелетии до нашей эры, так как одновременно с ахейцами начали колонизацию Кипра. Упадок микенской цивилизации на некоторое время сделал греков неконкурентными, и финикийцы воспользовались этим, чтобы захватить торговые пути. Они активно торговали с самими греками, о чем писал Гомер. Впрочем, торговлей дела не ограничивались. Финикийцы селились в Греции.
В первую очередь, финикийцев интересовали острова Эгейского моря. Они колонизировали Санторин, Самофракию, Серифос, Родос, основали на Крите город Итан. Отсюда финикийцы вывозили руды редких металлов и полудрагоценные камни. Финикийские поселения возникали и на материке. Легендарным основателем города Фивы был Кадм, сын финикийского царя Агенора. Имя его сестры Европы, похищенной Зевсом, теперь носит весь континент Европа.
К седьмому веку до нашей эры следы финикийского присутствия постепенно исчезают из Греции. Но греки успели многое заимствовать у восточных колонистов. Прежде всего, алфавит. Ведь именно финикийцы были первыми изобретателями буквенного алфавита.

Автор текста: Дмитрий Самохвалов
Понравился материал? Буду благодарен за репост в социальных сетях
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь комментировать

1 comment

    • dzs on 16 студзеня 2023 at 13:56
      Author
    • Reply

    Старые комментарии:
    Иван
    88.81.32.236
    То, что «в эпоху классической Древней Греции, самостоятельного ахейского диалекта уже не существовало» — более чем спорная (скорее, даже сомнительная) точка зрения. Аркадо-кипрско-памфлийская группа диалектов однозначно ахейского происхождения (а какого же ещё?). На Кипре ахейский диалект, очевидно, сохранялся до III века до н.э. Там же сохранилось и слоговое письмо, в котором свыше 20 символов имеют бесспорно микенское происхождение. В аркадском диалекте использовались архаичные фонемы, не характерные для других диалектов древнегреческого. Аркадский диалект имеет явное родство с кипрским, что можно объяснить только общим происхождением, но не конвергенцией, учитывая их территориальную обособленность.
    Что касается македонян эпохи Филиппа и Александра, то это были, бесспорно, люди, находившиеся под влиянием греческой культуры. Но совершенно не факт, что это были люди общего происхождения с греками. Социальная структура македонского общества сильно отличалась от греческого полиса в любом его варианте, в том числе и в спартанском. Скудные сведения о македонском языке позволяют говорить о его родстве с древнегреческим, но не считать его диалектом древнегреческого (подобно тому как польский не является диалектом русского). Добавлю также, что эллины не считали македонян и эпиротов эллинами.

    Георгий
    84.205.251.15
    «Древние греки не считали македонцев греками, а знаменитый афинский оратор Демосфен открыто называл их варварами».
    Демосфен, афинский оратор и политический деятель, называя македонян варварами, преследовал свои политические цели и как политик мог говорить всё что ему вздумается, лишь бы с агитировать массы. Но если мы говорим о Демосфене то почему тогда не упамянуть и его политических противников, афинских ораторов и философов, Изократа (Исократ) и Эсхина, кот. наоборот призывали афинян объединится с Филиппом и начать священную войну против персов?

    «Эти игры, — говорили они, — для эллинов, а не для варваров». Александру пришлось доказывать, что он по происхождению аргосец. В конце концов, его допустили.

    Геродот в точности пишет так: «А то что эти македонские цари, потомки Пердикки,-действительны эллины, утверждают не только они сами, но и я убеждён в этом. Кроме того, и судьи Олимпийских состязаний признали это. Когда Александр (Ι) пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они , для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение.»- Геродот История, книга 5 Терпсихора, абзац 22

    Вот что пишет другой древнегреческий историк Арриан, Анабасис Александра Книга Ι, абзац 16.
    “И персидских военачальников он похоронил; похоронил и эллинов-наемников, которые пали, сражаясь заодно с его врагами. Тех же, кого он взял в плен, он заковал в кандалы и отправил в Македонию на работу, ибо они, эллины, пошли наперекор общему решению эллинов и сражались за варваров против Эллады.(7) В Афины он отправил 300 комплектов персидского воинского снаряжения в дар Афине Палладе. Надпись велел он сделать такую: «Александр, сын Филиппа, и все эллины, кроме лакедемонян, взяли от варваров, обитающих в Азии».

    Вот что пишет древнегреческий географ-историк Страбон в своей Географии, фр.9 к кн VII: « Македония конечно часть Греции, даже теперь (после римского завоевания)».

    Из речи Эсхина «О преступном посольстве» узнаём, что Аминта III, дед Александра Македонского и незначительный в то время македонский царь, имел право на участие в всегречeском Конгрессе в Спарте (371г. до н.э.). Эсхин не отделяет македонян от греков:«Он/то есть Аминта/ присоединился к другим грекам в голосовании».
    О Фукидиде вы сами написали, что он не отделял македонян от греков.
    Кого упамянуть ещё, Гесиода, Плутарха?
    Укажите вы имена древних греков кот. не считали македонян греками?
    А статья понравилась, спасибо.

    admin
    В ответ на Георгий
    Обсуждения, требующие доказательств того, что македонцы — это греки, указывают на то, что эти доказательства были необходимы. Никому ведь не приходило в голову требовать доказательств того, что ионийцы или дорийцы — греки. Из авторов навскидку можно привести Гелланика, уроженца Лесбоса около Малой Азии, и жителя самой Македонии, который выводил название македонцев от Македона, сына Эола, но самих македонцев сближал с мизийцами. Псевдо-Аполлодор считал Македона сыном Ликаона, то есть внуком Пеласга. Плутарх: «Ведь еще совсем недавно римляне вытеснили из Азии Антиоха, который носил прозвище «Великого», отбросили его за Тавр и заперли в Сирии, так что он был счастлив купить мир за пятнадцать тысяч талантов, а незадолго до того сокрушили в Фессалии Филиппа и избавили греков от власти македонян». Павсаний: «это тот Леосфен, который, командуя афинянами и всеми эллинами, победил македонян в Беотии в открытом сражении». Он же отделяет эллинские обычаи и македонские обычаи (похороны Александра по македонскому обряду, запрет женитьбы на родственнице по материнской линии) и т.д.

Пакінуць адказ

Your email address will not be published.