Великие цивилизации чёрной Африки: Католическое королевство Конго

«Высочайший государь и брат», – так начал одно из своих писем португальский король Себастьян I (1557 – 1558), обращаясь к другому христианскому королю Бернарду I. Казалось бы ничего особенного, ведь христианские короли равны между собой. Если бы не одно НО. Король Бернард I правил не в Европе, а в далекой африканской стране Конго. Португальские короли и папы римские были кровно заинтересованы в развитии хороших отношений с монархами этой державы, ведь королевство Конго являлось не просто сильным государством, а первым христианским королевством к югу от экватора.
Конго – империю черных властелинов экваториальной Африки – нельзя назвать наследницей древней цивилизации. Тем не менее, ее история демонстрирует то, насколько был развит этот континент до и после прибытия европейцев.


История Конго началась с вождя Лукени Луа Ними. Он родился к северу от широкой реки Конго то ли в XIII, то ли XIV веке и по преданию был уважаемым ремесленником. По неизвестным причинам Лукени Луа Ними решил сменить профессию, возглавил военный отряд, перебрался через реку на юг и начал объединять местные племена. К тому времени на юге уже существовали государственные образования. Одно из них возглавлял великий колдун Мани Кобунга. Он отдал в жены Лукени Луа Ними свою дочь и даже присоединил свое государство к владениям бывшего ремесленника.
Успешный брак был очень важным моментом в карьере Лукени. Ведь в тех местах родство и знатность передаются по женской линии. Женившись на дочери монарха, Лукени обеспечил за своими детьми право управлять многочисленными подданными. Ему приписывают учреждение первых законов и строительство на холме Конго будущей столицы Мбанза-Конго, то есть города Конго. Именно название холма дало название всему государству и официальному монархическому титулу «маниконго», то есть вождя Конго. Позже это название закрепилось за рекой Заир, а ныне его носят сразу два государства – Республика Конго и Демократическая Республика Конго. К концу XV века владения потомков Лукени Луа Ними простирались вдоль побережья Атлантического океана от реки Конго на севере до реки Кванза на юге и уходили вглубь африканских территорий на несколько сот километров.
В 1484 году португальская экспедиция во главе капитана Дьогу Кау открыла устье реки Конго. Это открытие показалось португальцам столь существенным, что они поставили на берегу каменный столб с сообщением о том, что были здесь первыми. Любопытно, что этот столб дожил до нашего времени. В следующем году Дьогу Кау вернулся для более детального исследования. Тогда-то впервые он и услышал от местных жителей, что попал на земли великого маниконго Нзинга Нкуву. Капитан отправил к черному монарху делегацию из четырех человек с подарками. Напрасно он ожидал ее возвращения. Нзинга Нкуву был удивлен необычному виду белых людей и решил оставить их при дворе в качестве развлечения.
В ответ, Дьогу Кау захватил четырех знатных заложников и отплыл с ними в Португалию. Чтобы родственники пленников не чинили препятствий, португальцы обещали через 15 месяцев вернуться обратно. Похоже, что португальский король Жуан II был удивлен этим пленникам не меньше Нзинга Нкуву. Но он поступил более разумно: постарался произвести на них хорошее впечатление, осыпал подарками, а затем отправил обратно. Как и обещал Дьогу Кау, заложники вернулись на родной берег и рассказали о необычном путешествии в Европу своему монарху. Нзинга Нкуву решил, что дружба с европейцами пойдет ему на пользу. Он согласился вести переговоры о торговле и даже заинтересовался католической религией. 3 мая 1491 года он и его придворные приняли христианство. В Мбанза-Конго была заложена первая церковь.

Руины кафедрального собора в Мбанза-Конго

Португальские послы и миссионеры были приятно удивлены стране, в которую попали. Ранее считалось, что внутренние районы Африки представляют собой сплошные джунгли, населенные дикарями. Здесь же они увидели густо заселенные земли с распаханными полями, городами и деревнями, связанными сетью благоустроенных дорог. На полях росли просо, огурцы, бананы, несколько видов пальм со съедобными плодами. Огороды обрабатывали женщины, причем вручную. Плуга жители Конго не знали. Но не из-за отсталости, а из-за особенности местных почв, которые быстро истощаются из-за глубокой вспашки. Мужчины занимались ремеслом, военным делом и торговлей. Африканские ремесленники умели обрабатывать медь и железо, из пальмы рафия изготавливали тонкие ткани, которые португальцы сравнивали с шелком. Деньгами служили раковины моллюсков «нзимбу». Жители Конго их явно предпочитали золоту и серебру. Столица Мбанза-Конго была хорошо укреплена. В ней жило столько же людей, сколько во втором по численности населения португальском городе Эвора.
Власть маниконго считалась священной. Ему приписывали умение колдовать, повелевать погодой и душами мертвых. Государство было разделено на несколько провинций, которыми управляли назначаемые монархом губернаторы. Любопытно, что после принятия христианства наместники маниконго получили звучные европейские титулы, превратившись в маркизов Мбамба, графов Сойо и герцогов Мбата. Армия Конго состояла из вооруженных щитами и тяжелыми копьями пехотинцев, которым в подмогу давались стрелки из луков и метатели дротиков. Службу несли не только взрослые мужчины, но также женщины и дети. Действовали они так эффективно, что португальцы, даже имея преимущество благодаря ружьям, пушкам и арбалетам, предпочли на первых порах не проверять силу конголезской армии на прочность.
Впрочем, португальцы заметили в Конго слабые места. Главным было наследование по женской линии. Конголезские женщины имели власть не большую, чем европейки. То есть с ними не особо считались. Но наследников выбирали по линии матери, и вообще родственники со стороны матери считались ближе, чем по отцу. Чтобы передать свою священную власть сыновьям, маниконго были вынуждены жениться на близких родственницах. В иных случаях им наследовали дети сестер. Как правило, после смерти очередного маниконго начиналась длительная борьба за престол. Она могла продолжаться несколько лет, и порой превращалась в кровавую гражданскую войну.

Медный крест с чернокожим Иисусом и двумя типичными африканскими фаллосами. 18 век. Картинка фонда wikimedia

Общество Конго делилось на знатных, простолюдинов и рабов. Причем, рабов было не мало, стоили они по европейским меркам сущие гроши. В рабов превращали преступников, должников и военнопленных. Португальцы быстро смекнули, что торговля рабами принесет им большую прибыль, и начали вывоз рабов в Бразилию и другие европейские колонии. В конце концов, торговля рабами обескровила страну, привела к войнам и разорению целых местностей. Маниконго жаловались на работорговцев королям Португалии, и те действительно предпринимали определенные шаги для ее упорядочивания. Но в результате в работорговле были заинтересованы знать и купеческие кланы самого Конго, так как извлекали из торговли своими соотечественниками баснословные барыши.
Нзинга Нкуву, первый маниконго, установивший связи с Португалией, оказался человеком ветреным. Он дважды отрекался от христианства и умер язычником. Приверженность к новой религии сохранил лишь один из его сыновей Мвемба а Нзинга. После смерти отца он выступил против своего брата-язычника Пансу а Китиму. Война между ними продолжалась около трех лет. На стороне Пансу было большинство знати, а на стороне Мвембы – его мать, ревностная христианка Элеонора, и сам Господь Бог. Говорили, что Иисус Христос открыто выступил за Мвембу во время боев в Мбанза-Конго. После победы Мвемба короновался как король Альфонс I и дал столице новое имя – Сан-Сальвадор, то есть «Святой Спаситель».
Король Альфонс I правил железной рукой. Порой от него попадало даже европейским миссионерам. Ему приписывали убийство родной матери. Той самой, что помогла ему в борьбе с братом. Но он учредил школу для 400 юношей, где учились читать и считать, отдал приказ о строительстве первого кафедрального собора и отменил смертную казнь, повелев заменить ее пожизненным рабством. В 1513 году его сын Энрике был принят папой римским и посвящен в епископы, став первым чернокожим иерархом Католической Церкви. В 1596 году была создана отдельная конголезская католическая епархия. Примерно тогда же в составе армии Конго появился отряд чернокожих королевских мушкетеров.
Преемники Альфонса I стремились сохранять дружественные отношения с Португалией и в ответ получали поддержку. В 1568 году молодой король Альвар I потерпел поражение от войска дикарей и людоедов яго. Его армия была разбита, столица опустошена и сожжена, а сам он с горсткой приближенных прятался на острове на реке Конго. Казалось, его государству пришел конец. Но Альвар I обратился за помощью к королю Португалии. И тот направил в поддержку союзника 400 солдат и добровольцев. Португальцам удалось собрать разрозненные остатки армии Конго и нанести сокрушительный удар по яго. Людоеды покинули страну. В благодарность хитрый Альвар I пожаловал португальцам земли вокруг современного города Луанда. Почему я назвал его хитрым? Потому, что эти земли принадлежали не ему, а соседнему королевству Ндонга.

Бюст конголезского посла Эммануэля Не-Вунды (1608 г.) в базилике Санта-Мария-Маджоре (Рим)

Но в 1580 г. Португалия была фактически присоединена к Испании. Испанские монархи мало интересовались далекой Африкой, считая, что их подданные сами разберутся, как делать бизнес с дикарями. Поняв, что их никто больше не контролирует, жители португальских колоний в Африке пустились во все тяжкие, откровенно нарушая законы Конго. Конголезские короли реагировали слабо, так как были заняты войнами с пытавшимися отделиться прибрежными провинциями. В 1622 году губернатор Луанды обвинил конголезцев в похищении рабов из его владений и открыто напал на них. Армия Конго потерпела поражение. Захваченных в плен португальцы продали в Бразилию.
На помощь королю Конго пришел папа римский. От потребовал от испанского короля вмешаться. Тот действительно вмешался, но слишком поздно. Губернатор Луанды забрал казну колонии и скрылся в неизвестном направлении.
Мечтая отомстить за позорное поражение, конголезский король Гарсиа II нашел себе новых европейских союзников. Ими оказались голландцы, заинтересованные в ослаблении Испании и Португалии. Казалось, что союз с голландцами обречен на успех. Голландские торговцы охотно снижали цены и даже продавали огнестрельное оружие. Единственное, что Гарсиа II в них не нравилось – это то, что они были протестантами. Но он ограничился отказом на разрешение голландским миссионерам въезжать в страну и прилюдно сжег кальвинистскую Библию. В 1640 году голландцы захватили Луанду. Гарсиа II действовал с ними заодно, грабя португальские фактории и организуя нападения на португальские гарнизоны.
Однако полностью вытеснить португальцев из Анголы не удалось. Освободившись от Испании, Португалия нашла в себе силы вернуть утраченную колонию в 1648 году. Похоже, что бегство голландцев из Луанды застало Гарсиа II врасплох. Когда португальские отряды появились у границ его королевства, требуя возмещения причинённых убытков, он медлил с переговорами. В 1651 году португальцы вынудили его подписать мирный договор, в котором король признавал себя вассалом Португалии и обязался не вести переговоры с другими странами. В 1665 году португальцы поддержали мятеж против его сына Антонио I. В битве с мятежниками король погиб.
На несколько десятилетий государство Конго было погружено в кровопролитные войны за престолонаследие. Оно ослабло, сильно сократилось в размерах, но выжило и продолжало существовать до Первой мировой войны, пока не было присоединено к португальским колониям. Любопытно, что в наше время Португалия и некоторые африканские государства признают титул королей Конго. Он номинальный, и реальной власти не дает. Город Мбанза-Конго ныне является административным центром ангольской провинции Заирэ. В июле 2017 года ЮНЕСКО признало остатки древней столицы Конго частью всемирного наследия человечества.

Автор текста: Дмитрий Самохвалов

Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь комментировать

Пакінуць адказ

Your email address will not be published.