Если верить путеводителю, то Рантепао — это большая деревня, приютившаяся в самом центре горной страны, которую макассарцы называют Танна-Тораджа. В ней живет народ — тораджи, или по-нашему просто «горцы». От Макассара до Рантепао всего 240 километров, но автобус преодолевает это расстояние по разбитой горной дороге за десять часов. Тем не менее желающих проехать по ней находится немало. С момента публикации моего путеводителя прошло несколько лет. За это время благодаря развитию туризма Рантепао превратился из большой деревни в маленький город.
Я приехал в Рантепао ранним утром и поселился в отеле с прекрасным видом на реку и городской рынок. Путешествовать по Танна-Тораджа одному затруднительно, но в каждом отеле есть гид, который собирает команду приезжих, заранее узнает о похоронах, договаривается со старостой и организует транспорт. К моему сожалению, ближайшие похороны планировались лишь через десять дней. Столько времени для пребывания в Рантепао у меня не было. Но гид обещал организовать для меня и еще нескольких туристов поездку по округе. «Я покажу вам пару деревень, расскажу об обычаях, — сказал он. — Приезжие из Австралии хотят отправиться в горы. Но ты сам решай, сопровождать нас или нет, потому что там такие же деревни, как и рядом с Рантепао. Я беру дорого за свои услуги и не хочу, чтобы кто-нибудь из гостей остался разочарован».
На следующий день за мной приехал джип. В нем сидел гид и трое австралийцев. Один из них, пожилой мужчина, признался, что бывал в Беларуси: «Это было в девяностые. Зима, кругом серость и грязь. Мне у вас совершенно не понравилось». Впрочем, ему не понравилось и в других странах Восточной Европы.
Поездка по окрестностям оказалась интересной. Танна-Тораджа — очень красивая страна с долинами, засеянными рисом, горными лесами и озерами и удивительно приветливыми людьми. Гид рассказывал об алук-то, похоронных обрядах и истории своего народа. Большинство деревень расположено на возвышенностях. В былые времена тораджи любили воевать друг с другом, поэтому окружали свои дома зарослями из колючек. Как ни странно, колючки спасали лучше любых искусственных укреплений.
Показывая нам очередное кладбище, гид с довольным видом нас спрашивал: «В вашей стране вы приносите буйволов в жертву мертвым?» Ответ он знал заранее, поэтому с напускной укоризной продолжал: «Как же так? Вам жаль десяток буйволов ради спокойствия предков? Но, может быть, после похорон вы приходите к их могилам и организуете в их честь праздники?» Австралийцы, потупившись, отвечали: «Нет». А я ответил: «Да!» Гид удивленно заморгал глазами. Пришлось ему кратко рассказать о наших Дедах и Радунице. «Напомни, друг, как называется твоя страна. Беларусь? Да будет твой народ благословенным, потому что чтит своих предков!» — изрек он.
Я пробыл в Рантепао несколько дней, общаясь с местными жителями, посещая буйволиный рынок и петушиные бои. Но в конце концов купил билет на автобус и отправился на самый юг Сулавеси, где меня ждали коралловые пляжи, кокосовые пальмы и прочие прелести, которые так манят нас, жителей севера, в тропики.
Дмитрий Самохвалов
Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях
Если у вас есть комментарии по теме, не стесняйтесь оставлять их внизу
Некоторые полагают, что до прибытия европейцев в черной Африке не было цивилизации. На самом же…
Современные страны черной Африки вряд ли могут похвастаться собственными передовыми технологиями. Но так было не…
Чтобы увидеть весь мир, надо путешествовать годы и годы. Но вот увидеть половину мира значительно…
«Высочайший государь и брат», – так начал одно из своих писем португальский король Себастьян I…
Некоторые полагают, что до прибытия европейцев в черной Африке не было цивилизации. На самом же…
Эта история началась несколько лет назад, когда я окончательно понял, что любая попытка продажи моей…