В этой стране мне все поначалу казалось необычным. Или, во всяком случае, не таким, каким я ожидал увидеть. Абсолютно спокойные и уравновешенные люди, доброжелательные полицейские, чистые улицы городов и разнообразие природных пейзажей. Но еще до того, как я все это обнаружил, меня впечатлили ненавязчивые таксисты в аэропорту. Они корректно отвечали на все вопросы и были готовы везти в центр столицы по счетчику за очень умеренную цену. Ну, а таксист, возвращавшийся домой и согласившийся подкинуть меня и мой огромный рюкзак бесплатно, удивил даже больше, чем молодая пограничница, заговорившая со мной на хорошем английском языке и в конце с улыбкой провозгласившая: «Добро пожаловать в Грузию!»
Поначалу мне казалось, что Мцхету можно сравнить с нашим Заславлем. Такой же маленький древний городок рядом с большим мегаполисом. Но на самом деле Мцхета для грузин – это гораздо больше, чем Заславль для белорусов. Расположенная на слиянии рек Арагви и Куры, она долгое время служила столицей Картлийского царства. В Мцхете проповедовала крестительница Грузии, Святая Нино. И даже, когда столица была перенесена в отвоеванный у персов Тбилиси, в этом городе селились известные ученые, поэты и просто монахи. Главная достопримечательность Мцхеты – средневековый собор Светицховели. Он был построен в одиннадцатом веке в заимствованном в соседней Византии крестово-купольном стиле и позже обнесен мощной крепостной стеной. Согласно легенде, под храмом покоится рубище, в котором Христос восходил на Голгофу. Православные грузины – народ очень верующий, а потому в Светицховели всегда много паломников. К ним примешиваются иностранные туристы. В кафе и на улицах можно услышать английскую, испанскую и даже персидскую речь. Сейчас собор и кварталы вокруг него активно реставрируются за счет государства и международных организаций и издали напоминают средиземноморский городок с неспешным укладом жизни.
Другой важный сакральный центр Мцхеты – женский монастырь Шиомгвиме. Он был построен в двенадцатом веке. Монастырь соседствует с центральной площадью и является ее главным украшением. Фотографируя Шиомгвиме, я чуть было не пропустил расположенный рядом археологический музей. К счастью, поливавший цветы дворник подсказал, куда надо пройти. Если честно, музей немного разочаровал. Помещение у него небольшое, выставлено не так уж и много находок, поэтому главной достопримечательностью является карта раскопок с пояснением на грузинском и английском.
Чуть в стороне на берегу Арагви находится городской парк. До него пока не добралась рука благоустроителей. Он выглядит немного запущенным, но не лишенным очарования. Особую привлекательность ему придают развалины строений середины прошлого века, странные каменные скульптуры в стиле кубизма, а также хорошие виды на полуразрушенный замок, расположенный на одном из холмов над городом. Путеводитель рекомендует малобюджетным путешественникам останавливаться в парке на ночь. Палаток я в нем не заметил, однако компанию с огромными рюкзаками, перекликающуюся на русском языке, повстречал. К слову, это были единственные русскоязычные туристы, встреченные мной в Грузии.
На противоположном берегу, на горе возвышается церковь Святого Креста Джвари – самая старая и самая святая в Грузии. Она была построена в шестом веке на месте, где Святая Нино поставила первый деревянный крест. Считается, что крест до сих пор покоится под церковью. В средневековье и в наши дни в Джвари жила небольшая монашеская община. Кстати, именно в ней воспитывался легендарный лермонтовский Мцыри. Под горой проходит оживленная трасса Тбилиси – Гори. Мне не раз приходилось видеть, как при виде церкви лихие шоферы маршруток бросали руль и начинали креститься. К счастью, обходилось без аварий. Но такой неопытный пассажир, как я, все равно испытывал тревожные чувства.
Город Мцхета, в котором я остановился, был идеальным местом для посещения других интересных мест – Тбилиси, Казбеги и Гори.
До Тбилиси можно было добраться на маршрутном автобусе. Благо, он ходил каждые полчаса. О грузинских маршрутках следует сказать особо. Как и в Беларуси, грузинские автоперевозчики используют преимущественно немецкие «Мерседесы». Пассажиров всегда много. Часто приходится ездить стоя. Обычные водители в Тбилиси и за его пределами ведут себя спокойно и не лихачат. Но только не маршрутчики! Они с легкостью нарушают все возможные правила дорожного движения. Если кто и решается обгонять быстроходные спортивные автомобили или подрезать тяжелые «Хаммеры», то это именно маршрутки. От Мцхеты до Дидубе я добирался всего за десять минут. На такси получилось бы дольше.
Вокзал Дидубе служил для меня воротами Тбилиси. Это довольно хаотичное место, где стоянки автобусов и маршруток соседствуют с шумным рынком и многочисленными дешевыми закусочными в стиле «скушай хачапури и запей пивом». Зато на рынке всегда много дешевых овощей и фруктов. Любопытно, что картошка и бананы в Грузии стоят в четыре раза дешевле, чем в Беларуси.
От Дидубе до центра города проще всего добираться на метро. Оно в Тбилиси очень старое. Станций не много. Рекламы внутри – тоже. Чтобы воспользоваться им, нужно купить специальную карточку, на которую отдельно начисляется плата за каждую поездку. Названия станций объявляют на грузинском и английском языках, что очень удобно для иностранцев. Для них же при Тбилисской мэрии создан информационный центр, где можно получить карту города, проспект со списком достопримечательностей, гостиниц и ресторанов, а также воспользоваться интернетом, причем абсолютно бесплатно. В информационном центре всегда много народа. Большинство иностранных путешественников – экономные рюкзачники-бэкпекеры. Особых доходов в казну города и страны они не приносят. Зато бэкпекеры хорошо организованы, особенно в плане обмена впечатлениями. Когда-то свободомыслящие рюкзачники открыли для солидных туристов Непал, Турцию и Никарагуа. Теперь они открывают Грузию. Тбилиссцы привыкли к иностранному присутствию и, похоже, уже хорошо знают, что и от кого ожидать. Например, цыгане, собирающие милостыню около метро, бывают очень навязчивыми, когда слышат русскую речь, но тут же отступают, стоит им ответить хоть слово по-английски.
Тбилиси – одновременно Грузия в миниатюре и уникальный красивый город сам по себе. Проспект Руставели гораздо уже и короче нашего проспекта Независмости. Чтобы там не утверждали путеводители, стоящих особого внимания зданий на нем мало. Так что его можно вычеркнуть из списка мест обязательных для посещения. В лучшем случае, проехать вдоль него на такси вечером, когда включают подсветку. Зато район Старого Тбилиси – удивительно очаровательное место с множеством узких мощеных улочек с упирающимися друг в друга деревянными балконами, маленькими парковыми зонами, ресторанчиками в парижском и восточном стилях, знаменитыми серными банями и старинными храмами самых разных конфессий. Чего, например, стоит единственная в Тбилиси мечеть, где проходят службы одновременно для мусульман-суннитов и шиитов!
Пройдя вдоль набережной Куры, можно полюбоваться на шпили грандиозных более современных церквей на противоположном берегу, а еще на домики, свисающие прямо над обрывом. И ведь не боятся же строить такие в сейсмоопасной зоне!
Воздух в Старом Тбилиси пьянит даже без вина, а с вином – еще больше. Когда сидишь за столиком кафе, неспешно потягивая белое сухое вино из бокала, и общаешься с такими же путешественниками из Латвии, время летит незаметно. Как-то забываешь, что надо увидеть еще очень многое. На горе над Тбилиси возвышается огромный монумент Матери Грузии, изображающий женщину с мечем в одной руке и кубком вина – в другой. Согласно идее создателей, меч – для врагов, а вино – для друзей. В последний раз грузины махали мечами всего три года назад, но как-то неудачно. Наверное, потому что у их врагов были автоматы и другое более современное оружие. А вот вина для друзей они запасли немало. Тем более, что сами они, похоже, предпочитают пить водку. На эту гору можно взобраться пешком или на фуникулере. Я взобрался пешком и очень долго себя ругал за это. Ничего особо интересного, кроме деревьев и старой церкви, на ней не было. Зато две соседние горы предлагали что-то гораздо более стоящее: колоритную этнографическую деревню, ботанический сад и крепость Нарикалу. Пришлось спускаться, а потом взбираться вновь и вновь. После двух бутылок вина, скажу вам, это не очень легко.
С другим известным грузинским напитком – прозрачной виноградной чачей я познакомился на севере Грузии, в Казбеги, куда приехал всего на два дня. В первый день я собирался совершить прогулку по живописным окрестностям, а на второй – подняться на одну из самых маленьких по местным меркам вершин и немного пофотографировать. Но человек предполагает, а жизнь располагает. Водитель, обслуживавший гостиницу, где я поселился, так обрадовался гостю из Беларуси, что пригласил меня на настоящее грузинское застолье. Такого случая я пропустить не мог. Грузины – народ самый гостеприимный в мире, но иногда об этом им следует напоминать. Приехав в Грузию, вы совсем даже не обязательно попадете за стол. Во всяком случае, других встреченных мною путешественников бог от этого миловал, а меня не уберег. Поначалу мы пили простое домашнее вино. Я слушал длинные мудрые тосты, а затем хозяин принес огромную запотевшую бутыль. Говорят, что я выпил два полных стакана, но сам я об этом ничего не помню. На следующий день голова раскалывалась, как после удара молотком. Какие уж там прогулки по окрестностям и тем более восхождения? Хозяйка гостиницы отпаивала меня крепким кофе и советовала в дальнейшем никогда не пить чачу. Чтобы убедить меня в справедливости своих слов, она вылила остатки напитка в кружку и опустила в него спичку. Полыхнуло так, что синее пламя взвилось до потолка. Почти чистый спирт. И как только я осилил два стакана?
Последний тост грузины всегда пьют за своего президента. Хорошо вспоминают президента Саакашвили. «Миша – хороший президент. Дай бог ему здоровья!» – это можно услышать везде. Говорят, что до революции роз в стране процветали бандитизм и коррупция. Теперь все спокойно. В центре города можно оставить открытую машину с ключом в замке зажигания, вернуться на следующее утро, и ее никто не тронет. Иногда они ругают президента за войну с Россией, за ежедневные телевизионные шоу в стиле «Миша приехал и навел порядок», но признаются, что других достойных политиков в Грузии мало.
Вопреки расхожему мнению, грузины – не слишком эмоциональны. Улыбаются они редко. Плачут или смеются еще реже. Самое популярное слово в грузинском языке – это «ара», то есть «нет». Его они используют гораздо чаще слова «ке» («да»). В эпоху романтизма в европейской литературе бытовало сравнение: «Красивая, как грузинка». Я долгое время не мог понять, откуда оно произошло. В Грузии много красивых девушек, но не больше, чем в какой-нибудь другой стране. На самом деле, понять красоту грузинок можно лишь, глядя не на молодых красавиц, а на их мам и бабушек. Стройная фигура. Холодный гордый взгляд. Поэты-романтики должны были их боготворить.
Через неделю пребывания в Мцхете жена хозяина дома, в котором я снимал комнату, сообщила мне важную новость. Завтра из Греции возвращается ее племянница. Очень красивая и образованная молодая особа. Я могу с ней познакомиться и даже жениться. Это был знак. На следующее утро я собрал свой рюкзак, сел в электричку и отправился дальше на запад. Сидя на рюкзаке в тамбуре, я подробно расспрашивал лузгающего семечки пожилого кондуктора о том, что стоит еще посмотреть в его гостеприимной стране. Мцхета, Тбилиси и Казбеги остались где-то позади, но путешествие по Грузии продолжалось.
Дмитрий Самохвалов
Читайте далее:
Родина Сталина
Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях
Если у вас есть комментарии по теме, не стесняйтесь оставлять их внизу
Некоторые полагают, что до прибытия европейцев в черной Африке не было цивилизации. На самом же…
Современные страны черной Африки вряд ли могут похвастаться собственными передовыми технологиями. Но так было не…
Чтобы увидеть весь мир, надо путешествовать годы и годы. Но вот увидеть половину мира значительно…
«Высочайший государь и брат», – так начал одно из своих писем португальский король Себастьян I…
Некоторые полагают, что до прибытия европейцев в черной Африке не было цивилизации. На самом же…
Эта история началась несколько лет назад, когда я окончательно понял, что любая попытка продажи моей…
View Comments