Чистое средневековье

Исторические мифы похожи на эпидемию. Неизвестно, где и когда появляются, но быстро заражают человечество. Врачи во время эпидемий советуют придерживаться строгих правил гигиены. Бактерии и вирусы иногда отступают перед теплой водой с мылом. Но только не исторические мифы. По крайней мере, один из них. Он гласит следующее: в Средние Века западноевропейцы не мылись.
Общество, окруженное грязью, дурными запахами, вшами и блохами – вот как представляют западноевропейцев того времени многие люди XXI века. Этот миф существует прежде всего в самой Западной Европе, поддерживается писателями типа Патрика Зюскинда и даже историками типа Эммануэля Ле Руа Ладюри. Историки не то, чтобы очень настаивают, но их слова всегда интерпретируют однозначно. Наверное, современным западноевропейцам приятно думать, что они отличаются от своих предков не только наличием смартфорнов, но и чем-то гораздо более глобальным.
По законам фарса в России миф о грязном западноевропейском средневековье слился с еще одним мифом – о чистом русским средневековье. Мол, когда ваши предки были грязными и вонючими, наши – чистыми и прекрасными. Так это или нет? Давайте разберемся.

Чистые рыцари и благоухающие дамы

Сцена из средневековой хроники. Картинка позаимствована у medievalists.net

В Западной Европе имелись длительные банно-мытейные традиции. Родом они были из Древнего Рима, где вначале изобрели водопровод, а затем построили общественные бани – термы. В термы ходили не только и не столько, чтобы помыться, но и пообщаться. В некоторых термах существовали мужские и женские отделения, но не редко мужчины и женщины мылись и общались вместе. Сторонники мифа о грязном средневековье утверждают, что с падением Римской империи водопроводов не стало, а вместе с ним и мест для мытья, в моду вошли рыцари, доспехи которых пахли потом и кровью. Любопытно, откуда они такой образ рыцаря выкопали? Мне в средневековой поэзии такой никогда не встречался.
Великий знаток средневековья, французский историк Жорж Дюби в «Истории частной жизни» опровергает мнение о грязных рыцарях. Он утверждает, что западноевропейское дворянство уже на заре своей истории мыло руки до и после еды. Специальные сосуды для умывания, а также общественные купальни археологи находят в ходе раскопок крупных средневековых поместий и монастырей. Ванны представляли собой огромные деревянные кадки, которые при случае можно было затащить даже в спальню, чтобы чисто вымыться перед сном. Мужья и жены, а также любовники при этом мылись вместе. Только не говорите, что им это не нравилось! Очевидно, совместное мытье считалось в высшем свете очень эротичным моментом, предшествующим ночи, полной наслаждений. В бесстыдных городских фаблио горячая ванна – обычный атрибут любовных игр. Сцены купания присутствуют на страницах хроник, парижских и фламандских гобеленах.
Западноевропейское средневековье отнюдь не воняло. Во-первых, секрет изготовления мыла, известный уже грекам и римлянам, не был утерян. Во-вторых, в отсутствии дезодорантов применяли благовонные масла. Их привозили с Востока, и стоили они очень дорого. Поэтому чаще всего в воду добавляли отвары ароматных трав, лепестков роз или других цветов. В поэзии трубадуров изображаются дамы, с утра умывавшие лица благоухающей водой и расчесывавшие длинные волосы гребенкой.
Иногда обычай мыться выручал средневековых людей в затруднительных ситуациях и даже менял ход всей истории. В 1385 году в замке Крево на северо-западе Беларуси великий князь литовский Ягайло заключил унию с представителями соседнего королевства польского. Согласно унии, Ягайло должен был взять в жены польскую королеву Ядвигу. Ягайло был мужчиной зрелых лет с большим опытом и очень непрочным положением на троне Великого Княжества Литовского. Злые языки называли его язычником, к тому же имевшим большие проблемы с наличием здоровой… ээээ…. мужской части. Ядвига была совсем молоденькой девушкой, воспитанной в Венгрии и даже обрученной с немецким принцем, поэтому к возможному браку со стариком-язычником, да еще увеченным отнеслась с подозрением. В 1386 году, когда Ягайло прибыл в Польшу, она подослала к нему слугу, который сходил вместе с великим князем в купальню и проверил наличие самого важного в жизни мужчин органа. Оказалось, что у великого князя все на месте. Обрадованная Ядвига дала согласие. Если бы слуга не имел возможности принять ванну в компании князя, то вполне вероятно, что королева заартачилась и вынудила подданных принять ее жениха-немца. Тогда вся история Польши, Германии, Литвы, Беларуси и Украины стала бы совершенно иной.
С рыцарями, королями и великими князьями – все понятно. Они – представители высшего света, значит могли позволить себе мытье и купание. А как на счет простого народа? У горожан дела обстояли нормально. Летом с удовольствием купались в реке или озере. Существовали общие паровые бани, мало отличные от наших современных. На раскаленные камни лили воду и получали удовольствие от пара. Такие бани в XIII веке упоминались в городах Франции, Германии, Чехии, Польши, но, скорее всего, были повсеместными. В Париже должность хранителя бань считалась очень престижной, а в Кракове существовала особая банная улица – Замойская. В 1400 году там было двенадцать общественных бань.
Нечистоплотность в Средние Века слыла признаком дурного тона и даже варварства. Рыцарская поэзия уличала неблагородных крестьян в том, что они выглядели убого, имели под ногтями грязь и не чистили зубы. Лично мне портрет грязного крестьянина со стороны рыцаря кажется некоторым преувеличением. Работу на земле действительно не назовешь располагающей к чистоте, однако с утра умывались даже крестьяне, а перед праздниками мылись целиком. Пожалуйста, не улыбайтесь, читая «перед праздниками». Это в нашем календаре праздников – всего неделя в году, и фраза «по праздникам» означает «редко». В средневековье праздников было очень-очень много. Воскресенье, кстати, тоже считалось праздником. Так что мылись несколько раз в месяц, а то и чаще. Немытый крестьянин – это, скорее, гипербола, введенная трубадурами, чтобы подчеркнуть варварство низшего сословия.

Вши и прочие паразиты
То, что мы называем просто вшами, ученые делят на несколько видов насекомых и только головных вшей различают два вида. Последние генетические исследования показывают, что вши намного старше современного человечества и кусают приматов уже более миллиона лет. Вши упоминаются уже в Библии, окаменевших гнид выявили на черепе человека, жившего семь тысяч лет назад в пещере в пустыне Негев в Израиле, а самая древняя вошь найдена на перуанской мумии тысячелетней давности.
Разных видов клопов в природе очень много, но жить нам не дает преимущественно один-единственный вид – постельный клоп. Ученые полагают, что постельные клопы изначально обитали на рукокрылых, то есть на летучих мышах, и представители нашего вида человека подцепили их относительно недавно, когда облюбовали для жизни пещеры, где летучие мыши обычно прячутся от дневного света. Как ни странно, но в древние времена отношение к клопам было не столь уж плохое. Жаловались на них редко и даже использовали в медицине.
Блохи в жизни человечества, появились позже, чем вши и клопы, как результат тесного контакта с одомашненными животными. Блох, специализирующихся на сосании крови именно человека, пока не выявлено, но с их укусами люди знакомы давно. Вполне возможно, блох упоминает Библия в качестве одной из казней египетских – «псовых мух».
Укусы паразитов всегда неприятны, но самая большая неприятность – переносимые ими болезни. Оспа, бубонная чума, тиф, гепатит, туберкулез. В их распространении не последнюю роль играют кровососущие насекомые.
Миф о грязном средневековье сообщает о повсеместном распространении вшей и прочих напастей, которые якобы имели обыкновение обитать на одеждах из звериных шкур, а позже бегать под длинными париками светских львов более позднего времени. Даже само распространение моды на парики связывают то ли с попытками глупых людей прошлого таким образом бороться со вшами и блохами, то ли скрывать вшей и блох от других. К сожалению, подтвердить или опровергнуть эти утверждения невозможно, так как в средневековых источниках упоминаний о проблемах с вшами и блохами почти нет. По-видимому, педикулез встречался, но не слишком часто, чтобы говорить о его всеобщем распространении. Во всяком случае, кожные заболевания наподобие золотухи и проказы тревожили западноевропейцев намного больше.
О широком распространении блох косвенно может свидетельствовать эпидемия черной смерти, постигшая Европу в середине четырнадцатого века. Это было ужасное бедствие, унесшее от четверти до половины населения. В средневековых источниках черная смерть обычно называется чумой, что в принципе не есть название определенной болезни, так как чумой называли любую большую эпидемию. В XIX веке предположили, что средневековая черная смерть – это бубонная чума, разносчиками которой являются крысы, а, точнее, блохи, обитающие на крысах. Таким образом, возникло подозрение, что средневековье – это время скачущих по городам и весям блох. То, что для ученых – всего лишь подозрение, для литераторов и неучей – вопрос решенный. Поэтому средневековая чума вот уже третье столетие в литературе (и даже в некоторых учебниках!) описывается именно как бубонная чума, а средневековых людей клеймят за антисанитарию. Однако предположение – всего лишь предположение, а не ясное доказательство. Некоторые современные ученые полагают, что эпидемия была вирусным заболеванием типа африканской эболы. Так что обвинения крыс и блох в бедствии очень преждевременны.
Клопы – животные теплолюбивые. В Западной Европе они поначалу обитали в средиземноморских странах, а в Англию попали не раньше XVI века. В Скандинавию, надо полагать, еще позже. О повсеместном распространении клопов во дворцах королей и хатах крестьян говорить не приходится, так как их настоящее нашествие на жилища европейцев связано с появлением городских многоквартирных домов с центральным отоплением, то есть никак не раньше XIX века. В то же самое время клопы бравым маршем прошествовали по Америке, России и Азии, превратившись в злостного врага всего человечества.

Чистые средневековые улицы

Сцена из жизни Парижа в XV веке. Картинка фонда Wikimedia

Гуляя по европейским городам, поражаешься не только красоте, но и опрятности старинных кварталов. Миф о грязном средневековье считает, что эти кварталы были очищены от грязи уже в наше время, а раньше представляли собой зловонную клоаку с лужами из кала и текущими прямо по улицам нечистотами. Верно ли это?
Средневековые города хоть и огораживались высокими стенами, а их жители представляли привилегированное сословие мещан или бюргеров, куда более свободное, чем крестьяне, от сельской местности ушли не так уж далеко. В Риме XIV века на городских пустошах пасли скот. В других городах имелись пригородные огороды и сенокосы, в них держали коров, свиней, гусей и прочую живность. И вся эта живность, а также сами горожане мусорили и,… извините, какали. Все это надо было чистить и убирать.
Похоже, что борьба с мусором и нечистотами волновала людей средневековья никак не меньше, чем нас, людей современности. Многие европейские города начали свою жизнь еще во времена Римской империи. Там строились канализация и водопроводы, представлявшие довольно сложную систему. Но после падения Римской империи города обезлюдели, древние акведуки были заброшены, а канализация забилась и перестала функционировать. Некоторое время редких горожан проблема функционирования водопроводов и канализации особенно не беспокоила. Это не значит, что улицы не убирались, а в туалет ходили под куст. Существование туалетных выгребных ям в городах и поместьях – факт, доказанный археологами. Но с ростом городского населения примерно с XI века вопрос обеспечения чистой питьевой водой и вывода нечистот за пределы городских стен приобрел особую важность. В XII веке в Париже был построен самотечный водопровод, а в 1370 году открыта подземная канализация в районе Монмартра. В Лондоне водопровод и подземная канализация появились немного позже. Самотечные свинцовые, деревянные и керамические водопроводы и канализацию археологи находят в городах Италии, Германии, Скандинавии, Чехии и других стран.
Нечистоты чаще всего сбрасывались в текущие поблизости реки, что создавало дополнительные проблемы, так как воду из этих рек нельзя было пить, да и выловленная там рыба, была непригодна в пищу. Изобретались различные способы очистки, но в общем доставка питьевой воды становилась все более дорогим удовольствием. Проблема была отчасти решена, когда в Италии, а затем в других странах стали использовать насосы, работающие на ветряных двигателях. Они подавали воду через водонапорные башни. В Голландии и Фландрии такие насосы использовали для осушения земли и создания знаменитых польдеров. В XVIII веке появились более эффективные паровые насосы. Ну, а мы – люди XXI века – пользуемся уже электрическими.
Власти любого современного города очень озабочены проблемами загрязнения и не всегда справляются с очисткой своих территорий. То же было и в средневековье. Население городов росло быстрее, чем очистительные системы. Тем не менее, нет никаких свидетельств, что города тонули в грязи, а помои повсеместно выливали на улицу. Случалось, конечно, разное, но с грязью на улицах боролись всеми доступными тогда средствами.

Мытая «немытая» Россия?
В Древней Руси до монголо-татарского нашествия и после него тоже строили самотечные водотоки. Их остатки находят в Киеве, Новгороде и других городах. Первое упоминание о русской паровой бане мы находим в летописи XII столетия. Причем, оно касается мифического путешествия апостола Андрея через Русь в Скандинави, совершенное якобы еще в I веке.
Автор «Повести временных лет» пишет:
«И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье»».
Вполне возможно, что позже этот рассказ послужил основой для мифа о том, что вениками моются лишь в русских банях, и эти веники в новинку для иноземцев. В средневековой Западной Европе тоже пользовались банными вениками. Спрос на них был велик. О литовцах летописец сообщает, что они некоторое время платили дань Полоцку вениками.
Вообще западноевропейцы никогда не писали о русских, как о грязнулях, а русские такого никогда не писали о западноевропейцах.
Но вот с техническими инновациями в Восточной Руси и России заметно явное отставание. Для Москвы, а точнее Московского Кремля, самотечный родниковый водопровод построили лишь в XV веке – на три века позже, чем в Париже. Обычные москвичи, или по крайней мере часть из них, смогли воспользоваться водопроводом лишь в 1804 году – на шесть веков позже. Водовозная машина, то есть насос, упоминается в XVII веке. Первая общественная баня в Москве была открыта Силой Сандуновым в 1808 году. Причем, Сандунов был не русским, а грузином. Так что хвастаться российской чистотой перед западноевропейцами не стоит. Стоит чище мести улицы и надежнее чинить водопроводы.

Дмитрий Самохвалов
Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь комментировать

1 comment

    • dzs on 16 студзеня 2023 at 14:01
      Author
    • Reply

    Старые комментарии:
    Кира
    176.227.186.71
    Практически все источники говорят за грязь и отсутствие гигиены, и только Ваши против. Это понятно. Грустно расставаться с романтическо -рыцарскими образами. Впрочем истина, как всегда, где то посередине.

    admin
    В ответ на Кира.
    В том-то и дело, что, если под источниками иметь в виду сохранившиеся хроники, книги, переписку, фольклор и археологические находки, то они свидетельствуют о чистом средневековье. Рассказы некоторых авторов нашего времени о грязном средневековье, не подкрепленные никакими свидетельствами, — это не источники, а пустые вымыслы.

Пакінуць адказ

Your email address will not be published.